Закупки "Укрзализныци" в первой половине 2019 года прошли без особой динамики, если сравнивать с прошедшим годом, когда ж/д компания активно приобретала новые пассажирские вагоны или детали для строительства грузовых вагонов. Это, естественно, отразилось на списке крупнейших поставщиков: количество поставщиков металлургической продукции сократилось, а их доходы значительно упали. Крюковский вагоностроительный завод попал в наш список не благодаря заказам на новые вагоны, а обслуживанию уже работающих.

Место металлургов и вагоностроителей вновь заняли поставщики топлива. Нефтетрейдеры начали возвращать утраченные позиции еще в конце 2018 года. В прошлом рейтинге поставщики топлива заняли сразу первые три позиции. В нынешнем списке ситуация повторилась с некоторыми изменениями. Определенную роль в этом процессе сыграло укрупнение закупочных партий дизтоплива. В прошлом году УЗ закупала, в основном, по 10 тыс. тонн, реже - по 20 тыс. тонн. В этом году ж/д компания провела четыре аукциона по 25 тыс. тонн.

В топливной сфере наметилась еще одна тенденция. В список крупнейших поставщиков вернулась компания "Вог", когда-то возглавлявшая наши рейтинги. Трейдер сменил стратегию, перестал участвовать в крупных тендерах и создал новое юридическое лицо. Сейчас "Вог" больше акцентируется на поставках горючего (бензина, дизтоплива, автогаза) по талонам для филиалов УЗ (и для других госпредприятий транспортной отрасли). Такие торги оцениваются в среднем в 1-4 млн грн, хотя бывают и исключения.

Будем надеяться, что в следующем полугодии "Укрзализныця" исправится и начнет уделять большее внимание обновлению подвижного состава. Тем более, что определенные подвижки в этом направлении уже намечаются. Руководство ж/д компании заявило о планах по закупке новых локомотивов и вагонов. А в начале июля закупочный филиал УЗ объявил несколько тендеров на закупку ж/д колес.

Дизельная "тройка" 3.0 - 2,84 млрд грн

Нефтетрейдеры часто оказываются в списке крупнейших поставщиков "Укрзализныци" ввиду объемов и стоимости их продукции. Однако ситуации, когда они занимают сразу три первые позиции случаются редко. Впервые такое стечение мы зафиксировали в третьем квартале 2017 года, когда три компании "Трейд Коммодити", "Антвитрейд", "Элемент-Нафта" заключили соглашения на поставку 60 тыс. тонн дизтоплива. Тогда ситуация была критичная, и Центр обеспечения производства УЗ был вынужден прибегнуть к переговорной процедуре. В первом квартале 2018 года дизельная "тройка" даже превратилась в "четверку": "Август Пром" (аффилирована с "Трейд Коммодити"), "Анвитрейд", ТД "Сокар Украина", "Оптимуойл" (связана с окружением Виктора Медведчука).

Во второй раз дизельная "тройка" была зафиксирована в четвертом квартале прошлого года в немного измененном виде: фирма "Фидея" (аффилирована с "Трейд Коммодити"), "Анвитрейд" (связана с окружением Виктора Медведчука) и ТД "Сокар Украина" (связана с азербайджанской нефтяной компанией Socar). Тогда эти компании заработали суммарно 3,4 млрд грн, выиграв на открытых торгах право на поставку в общей сложности 107 тыс. тонн дизтоплива, из которых 55 тыс. тонн припало на долю "Фидеи".

На этот раз дизельная "тройка" вновь претерпела небольшие изменения. Безусловным лидером оказалась компания "ОККО Контракт", выигравшая два тендера по 25 тыс. тонн и обеспечившая себе 1,41 млрд грн. Две другие компании - "Анвитрейд" и "Фидея" - взяли только по одной партии на 25 тыс. тонн, заработав тем самым по 702 млн грн. Торги по всем четырем закупкам проходили в начале апреля в составе, ставшем уже традиционным для топливных тендеров: помимо "тройки", среди участников были также ТД "Сокар Украина" и "Газтрим". Все компании, кроме "Газтрима", неоднократно побеждали в топливных тендерах "Укрзализныци". Киевская фирма "Газтрим" второй год подряд состязается за право поставлять дизтопливо ж/д компании, но пока не выиграла ни одного тендера. Компания засветилась в медиа как фигурант дела о незаконном импорте дизтоплива из России.

Стоит отметить, что лидер дизельной "тройки", "ОККО Контракт", заработал дополнительно порядка 300 млн грн на поставках дизтоплива и бензина по талонам для региональных филиалов УЗ - Одесской, Львовской и Юго-Западной железной дороги.

Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) - 149, 78 млн грн

КВСЗ является регулярным участником наших рейтингов, а в третьем квартале 2018 года украинский производитель даже возглавил перечень крупнейших поставщиков УЗ. Такого результата предприятие достигло благодаря поставкам новых пассажирских вагонов и дизель-поездов. В первой половине этого года национальная ж/д компания не заключила ни одного договора на поставку новых вагонов или поездов. Несмотря на это, КВСЗ заработал на тендерах УЗ 149,78 млн грн, в основном, благодаря ремонту или сервисному обслуживанию подвижного состава собственного производства, который находится на балансе ж/д компании. Речь идет об обслуживании пяти пассажирских вагонов МПЛТ, двух скоростных поездов "Тарпан" (ЭкР1) и одного дизель-поезда "Обрий" (ДпКр2). Эти закупки "Укрзализныця" проводила по переговорной процедуре в соответствии со статьей 35 Закона "О публичных закупках". Семь переговорных процедур обеспечили КВСЗ контрактов на общую сумму 124,24 млн грн. Остальные 25,5 млн грн производитель заработал на открытых торгах по поставке запчастей к грузовым и пассажирским вагонам.

"Техноэкотрейдинг" - 143,86 млн грн

Киевская фирма "Техноэкотрейдинг" уже несколько лет участвует в публичных закупках "Укрзализныци". Компания специализируется на посреднической торговле запчастями для автотормозного оборудования и путевой техники. "Техноэкотрейдинг" выиграл более 40 торгов на поставку указанной продукции, изготовленной украинскими ("Завод ТМО" (Дружковка), "Укртранспневматика" и др.) и российскими производителями ("Трансмаш"). Фирма "Техноэкотрейдинг" была основана в 2015 году. Она зарегистрирована в одном из частных домов Киева. В 2017 году она фигурировала в двух расследованиях ГПУ и НАБУ о поставках запчастей для УЗ через фиктивные фирмы.

"Ист Лоуд Груп" - 86 млн грн

"Ист Лоуд Груп" - еще одна киевская посредническая фирма, которая активно участвует и побеждает в торгах "Укрзализныци". В первой половине этого года компания заработала 86 млн грн на продукции широкого ассортимента - от бронзового и алюминиевого проката до клея и асбестовых изделий. Львиную долю заработанных средств, 74,6 млн, фирме обеспечил ее давний партнер - Львовский локомотиворемонтный завод. При этом все торги организатор проводил по неконкурентной процедуре. Как и "Техноэкотрейдинг", "Ист Лоуд Груп" также была фигурантом расследований ГПУ.

"Вог Кард" - 50,16 млн грн

Украинский нефтетрейдер "Вог" уже давно не попадал в наш список, хотя еще три-четыре года назад он был абсолютным лидером среди крупнейших поставщиков УЗ. Компания "Вог Аэро Джет" очень часто побеждала в топливных тендерах ж/д монополиста. Ситуация кардинально изменилась в середине 2016 года, когда удача отвернулась от нефтетрейдера. Постепенно компания и вовсе перестала принимать в крупных топливных торгах УЗ.

На этот раз трейдер решил участвовать в тендерах через новое юрлицо. В июне 2018 года в Луцке была зарегистрирована компания "Вог Кард". Осенью того же года компания начала подавать заявки на участие в торгах УЗ. Первые договора были подписаны в ноябре 2018 года на поставку талонов на бензин, дизтопливо и автогаз для Южной железной дороги. В первой половине 2019 года "Вог Кард" заработал более 50 млн грн на поставках аналогичной продукции для нескольких филиалов "Укрзализныци". Две трети этой суммы обеспечили победы в торгах Южной (21,7 млн грн) и Приднепровской (16,7 млн грн) железных дорог.

Нежинский опытно-механический завод (НОМЗ) - 46,77 млн грн

НОМЗ является давним участником торгов "Укрзализныци", однако в нашем рейтинге компания оказывается впервые. Завод специализируется на изготовлении литейной продукции для сельского хозяйства, ЖКХ и ж/д отрасли. "Укрзализныце" предприятие поставляет тормозные колодки. Именно эта продукция обеспечила НОМЗу 14 контрактов на общую сумму 46,77 млн грн. Почти половину этой суммы, 21,6 млн грн, завод заработал на тендерах Приднепровской железной дороги, остальную часть - на тендерах Юго-Западной и Донецкой железных дорог, а также "Пассажирской компании". История показывает, что НОМЗ участвует в торгах вместе со своими давними конкурентами - Красиловским сталелитейным заводом (Хмельницкая область) или ТД "Будком" (Белая Церковь, Киевская область).

"Инвайт" -  40,36 млн грн

Киевская клининговая компания "Инвайт" участвует в тендерах "Укрзализныци" с середины прошлого года. В июле 2018 году фирма выиграла первый контракт на уборку 10 скоростных поездов Hyundai Rotem на сумму 7,3 млн грн. В первой половине текущего года компания выиграла сразу три тендера, обеспечив себе доход в 40,36 млн грн.

Значительную часть этой суммы, около 32,8 млн грн, фирма заработала, заключив контракт на уборку и дезинсекцию подвижного состава филиала "Украинская железнодорожная скоростная компания": 10 поездов Hyundai Rotem, 10 вагонов производства КВСЗ, 2 поездов "Тарпан" и 2 поездов Skoda. Остальные два договора предполагают уборку Технической пассажирской станции "Дарница", где базируются скоростные поезда, и уборку дизель-поездов Pesa. Как и в тендерах других государственных компаний и учреждений, "Инвайт" конкурировал с давними соперниками – "Импел Гриффин Сервис" и "Алма Фасилити Груп".

Компания "Инвайт" была основана в 2011 году. Ее основателями и владельцами являются жители столицы Алексей Харько и Виталий Байлов. В публичных торгах государственных учреждений и компаний она участвует в течение нескольких последних лет. За это время фирма заключила несколько договоров на уборку помещений Государственной судебной администрации Украины, Министерства юстиции, НАБУ, НАЗК. В транспортной отрасли "Инвайт" выиграла ряд контрактов на уборку помещений в аэропорту Борисполь и "Украэроруха".

"Сетинжис" - 39,11 млн грн

Компания "Сетинжис" была основана в 2014 году в Днепре, она принадлежит Юрию и Виктории Загаевским. Фирма специализируется на выполнении электромонтажных работ. В тендерах УЗ компания начала участвовать прошлым летом. Первый контракт "Сетинжис" получила в июле 2018 года на сумму около 249 тыс. грн, он предполагал подготовку проектно-сметной документации по переоснащению тяговой подстанции в Батурине. В первой половине текущего года "Сетинжис" победил в двух тендерах Приднепровской железной дороги по переоснащению двух тяговых подстанций - в Сергеевке Донецкой области и Федоровке Запорожской области. В первом тендере "Сетинжис" соревновался в ЧП "Электромонтаж-МУ-3", во втором – с ПАО "Плутон".

Читайте также Реванш нефтетрейдеров: Крупнейшие поставщики "Укрзализныци" четвертого квартала 2018 года