Кабмин Украины принял распоряжение об открытии международного пункта пропуска через украинско-румынскую границу на Дунае – в Ренийском районе Одесской области. Формально документ одобрил соглашение (в форме обмена нотами) между правительствами двух стран об организации паромного, пассажирского и грузового сообщения между населенными пунктами Орловка (Украина) и Исакча (Румыния). По словам министра инфраструктуры Украины (ныне экс-министра) Максима Бурбака, представившего проект документа на обсуждение правительства, таким образом, создается правовая основа не только для сотрудничества в сфере паромных перевозок между Украиной и Румынией, но и для развития транспортно-логистической инфраструктуры на юге Одесской области, привлечения дополнительных грузопотоков и укрепления торгово-экономических взаимоотношений между нашими странами.

Читайте также Приграничные долгострои: почему тормозится строительство пунктов пропуска на границе с ЕС

История вопроса Данное распоряжение сдвинуло с мертвой точки процесс, который варился на протяжении почти двух десятков лет. Первые идеи и намерения организации украинско-румынской переправы через Дунай высказывали власти Одесской области еще в 90-е годы. В начале 2000-х портовики Рени пытались наладить паромное сообщение с румынской Тулчей. В "Программе комплексного развития Украинского Придунавья на 2004-2011 годы" также говорилось о необходимости организации автомобильно-паромного "моста" на юг Европы. В 2011-12 годах одним из наиболее действенных возможных вариантов рассматривался маршрут Измаил-Тулча. Но в силу ряда причин, в том числе и экономического характера, он не "выиграл" (длина перехода между Измаилом и Тулчей составляет 32 километра, в то время как ширина Дуная между Орловкой и Исакчей – до километра, что весьма существенно влияет на затраты в организации паромного сообщения).

Румынская сторона шла на шаг впереди. Во второй половине 2000-х годов необходимость переправы через Дунай уже не ставилась у южного соседа под сомнение, а в 2012 году было принято решение об открытии международного пункта пропуска через румынско-украинскую границу. Вскоре компания "МБС-Инвест", выступившая инвестором проекта, получила участок земли в районе села Исакча в концессию на 40 лет. И в дальнейшем Румыния ожидала "подвижек" с украинской стороны. Так, генконсул Эмил Рапча, в ходе встречи с руководителями предприятий Одесского региона летом 2013 года, заявлял, что власти его страны намерены активизировать переговоры с украинским МИДом по вопросу создания паромной переправы между Орловкой и Исакчей.

Ожидаемый эффект Главная ценность будущей переправы – организация долгожданного прямого транспортного сообщения между Украиной и Южной Европой. "Несмотря на то, что Украина на Дунае имеет почти двести километров общей границы с Евросоюзом, коим сегодня является Румыния, на этом участке нет ни одного транспортного перехода – ни моста, ни переправы. И сегодня есть два пути для того, чтобы попасть из нашей страны в Южную Европу, точнее в Румынию: через Черновицкую область или через Молдову, в некоторых случаях – через Приднестровье, что прибавляет дополнительные риски", – заявил Центру транспортных стратегий депутат Одесского облсовета Юрий Димчогло, генеральный директор ООО "Паромный комплекс Орловка", компании-инвестора проекта. Собеседник ЦТС подчеркивает: сегодня Молдова зарабатывает миллионы на транспортных сборах. Ведь через ее территорию транзитом ежегодно следует порядка 170 тысяч единиц транспорта из Украины в Европу, треть которого – грузовой.

Главная ценность будущей переправы – организация долгожданного прямого транспортного сообщения между Украиной и Южной Европой.

У каждого из двух вариантов имеются свои недостатки: путь через Буковину значительно увеличивает расстояние и время в дороге. Путь через Молдову чреват простоями на двух границах (так как приходится преодолевать четыре пункта пропуска), а значит – опять же затратами на логистику. "У прямого пути через украинское Придунавье в Румынию упомянутых недостатков нет, – говорит Юрий Димчогло. – Кроме того, паромная переправа представляет собой мощный фактор регионального развития. Тулчанский уезд, как и украинская Бессарабия, – в значительной мере депрессивные районы. И наш проект способен экономически "оживить" обе эти территории. Во-первых, это рабочие места, во-вторых – дополнительная инфраструктура, то есть гостиницы, кемпинги, паркинги, сфера питания. И не только близ Орловки, но и вдоль всего маршрута транспортного потока – от Белгорода-Днестровского до Измаила и Рени".

"Ренийский синдром" Вместе с тем, у проекта паромного сообщения есть один существенный "минус". Для его нормального функционирования необходима реконструкция автотрассы Одесса-Рени. Инвесторы паромного комплекса, понимая масштабность такого мероприятия и способности нынешнего бюджета, все же надеются, что когда международный транспортный и грузовой поток "обозначится" по территории Украины, решить этот вопрос будет легче – если не за государственные деньги, то за средства Евросоюза.

Пока что свет в конце туннеля не наблюдается. Трасса местами уже разрушена, а вопрос финансирования реконструкции никак не продвинулся за последние пять лет. В 2012 году тогдашний одесский вице-губернатор (в дальнейшем – первый заместитель министра инфраструктуры) Александр Малин заявлял, что стоимость строительства дороги превышает 3 млрд евро. Украинское государство не способно ассигновать такие средства, поэтому в свое время зашла речь о поиске инвестора и варианте концессии для него. В ноябре 2013 года ключевым условием привлечения инвестиций в данный проект было названо изменение маршрута международного транспортного автомобильного коридора из Южной Европы через Украину в Азию.

Несколько лет назад усилиями румынского правительства, пролоббировавшего совместные с молдавскими коллегами интересы, в межправительственных документах был закреплен вариант части коридора в формате "Бухарест-Кишинев-Одесса". По мнению украинской стороны, это не соответствует потребностям перевозчиков, так как заставляет их делать лишний "крюк" через столицу Молдовы (не говоря уже о том, что оставляет в стороне от внимания бизнеса трассу Одесса-Рени). В случае возврата в международные соглашения формата "Бухарест-Рени-Одесса", по мнению украинских властей, привлечь концессионные средства будет значительно легче. В любом случае, с тех пор вопрос реконструкции трассы в сторону решения не продвинулся.

Тем не менее, паромный комплекс в Орловке будет построен. Параллельно он будет сооружен и в Исакче. "Мы достигли соглашения с "МБС-Инвест" о синхронном начале и окончании работ по строительству переправы", – отмечает Юрий Димчогло. Он показывает уже готовый рабочий проект комплекса в Орловке, который включает в себя, в частности, административное и служебное здания, пункт пропуска через границу, помещение для углубленного досмотра, парковку и вертолетную площадку, гостиницу и кафе. Гидротехническая часть проекта, среди прочего, предусматривает сооружение двух причалов.

Предприятие-инвестор (ООО "Паромный комплекс Орловка") учреждено в 2013 году. В начале 2014 года был заключен меморандум с Одесской облгосадминистрацией – о том, что инвестор за свои средства строит инфраструктуру, необходимую для организации международного пункта пропуска, – и передает государству бесплатно или за символическую цену в одну гривну (в дальнейшем ООО будет являться оператором комплекса, так как получило земельный участок в аренду на 49 лет).

Стоимость всех подготовительных и строительных работ составляет порядка 5,5 млн евро. А начнутся они, по прогнозам Ю.Димчогло, весной 2015 года – к тому времени должны завершиться все технические процедуры, связанные с отводом земли и государственной экспертизой проекта. Паромный комплекс с гидротехническими сооружениями и международным пунктом пропуска будет построен к концу года, в крайнем случае – к весне 2016 года, если непредвиденные задержки отодвинут окончание работ.

Что касается функционирования будущей переправы, то, по словам гендиректора ООО, паромов будет два – и они будут ходить через каждые полчаса. Время перехода от одной точки до другой – десять минут. Паром сможет принять на борт более 40 транспортных средств. "Пропускная способность комплекса составит тысячу единиц транспорта в сутки, то есть, при работе в режиме "10 часов в день" мы в два раза перекрываем имеющийся транзитный поток в 170 тысяч автомобилей, – говорит Юрий Димчогло. – При этом у нас есть значительные возможности для роста: мы можем задействовать второй причал и запустить еще один паром, а также выйти на круглосуточный режим работы".

Остается добавить: если для украинского Дуная это будет первый подобный опыт, то Румыния данную практику уже давно опробовала и внедрила: на румынско-болгарской границе сегодня действуют речные паромные переправы Бекет – Оряхово, Турну-Мэгуреле – Никопол, Зимнича – Свищов и Калараш – Силистра.