В этом году на Черном море было открыто шесть новых паромных линий. Такую активность судоходных компаний на региональном рынке паромных перевозок можно объяснить по-разному. Однако если посмотреть на операторов и маршруты новых линий, просматривается ряд тенденций, показывающих специфику развития рынка паромных перевозок на Черном море.

Украинское лидерство Первая тенденция свидетельствует о том, что судоходная компания "Укрферри", являющаяся лидером в сфере паромных перевозок на Черном море, стремится сохранить достигнутой позиции, прежде всего, путем открытия новых линий. Две из шести линий были запущены именно украинским перевозчиком. В частности, в марте была открыта новая линия из турецкого Дериндже в грузинский Поти, а в апреле – линия Констанца – Поти. В 2014 году компания планирует запустить линию Дериндже – Новороссийск.

Читайте также: Путь на юг: спасет ли Турция украинские паромные линии

Таким образом, компания "Укрферри", до этого времени обслуживавшая больше всего маршрутов среди паромных перевозчиков на Черном море, увеличила их количество  – с четырех до шести. Также, в арсенале компании имеется маршрут Керчь – Поти/Батуми, регулярные рейсы на котором были приостановлены летом прошлого года. Однако компания планирует возобновить работу на этом направлении в 2014 году.

Следует отметить, что маршрут Констанца – Поти является частью мультимодального коридора TRACECA, соединяющего Восточную Европу с Западной и Центральной Азией. Данная линия согласована с грузовым поездом, курсирующим между немецким Нойсом (Neuss) и румынской Констанцой.

Для развития грузоперевозок на коридоре TRACECA компания "Укрферри" заключила в июле этого года соглашение о стратегическом сотрудничестве с известной датской компанией DFDS (оператором сети паромных линий в Балтийском и Северном морях) о передачи ей в оперативное управление автомобильно-железнодорожного парома Vilnius Seaways. Сейчас паром работает на линии Ильичевск – Поти/Батуми, что позволит увеличить не только мощности украинского перевозчика, но и грузопоток между портами Черного и Балтийского моря, соединенных комбинированными поездами "Викинг" и "Зубр".

СК "Укрферри", стремясь привлечь новых клиентов, в апреле 2012 года замкнул в единое кольцо все свои сервисы. Теперь груз может быть доставлен из одного порта в любой другой, куда заходят суда перевозчика (а не в один, как было раньше). Введя подобный сервис, "Укрферри" опередила российских конкурентов и нанесла серьезный удар российскому проекту по созданию единого кольца паромных линий.

По сообщению компании, в прошлом и нынешнем году паромы "Укрферри" старались максимально выдерживать фиксированный график движения на всех направлениях. По словам Романа Моргенштерна (директора "Укрферри" по вопросам развития и маркетинга), "регулярность – это важнейший фактор привлечения грузов". В то же время, менеджер "Укрферри" отметил, что, несмотря на то, что компания пытается выдерживать установленное расписание, этому препятствует недостаточный уровень развития инфраструктуры паромных терминалов в черноморских портах.

Вторая тенденция свидетельствует о том, что "Укрферри" стремится сохранить свои лидерские позиции с помощью налаживания сотрудничества с другими перевозчиками. Выше уже было отмечено заключение летом этого года соглашения о стратегическом сотрудничестве с  DFDS.  Аналогично развиваются и другие направления. В частности, линия Констанца – Поти была запущена совместно с Romcargo Maritim (Румыния) и предназначена, прежде всего, для перевозки легковых  автомобилей из Европы на Закавказье. Кроме того, "Укрферри" сохраняет прочные партнерские связи с болгарским перевозчиком "Български морски флот" (БМФ), а также с грузинской компанией "UBG-agency", являющейся линейным агентом и экспедитором в грузинских портах Поти и Батуми. Такая тактика позволяет украинскому перевозчику поддерживать надежность своих паромных линий, главным образом на маршрутах, соединяющих Западное Причерноморье с Закавказьем.

Укрепить позиции "Укрферри" на Черном море могло бы наличие в Украине нескольких портов-хабов. Речь идет о портах Южном, Евпатории, Севастополе, Керчи, Скадовске. Напомним, что сейчас единственной базой для перевозчика является Ильичевск.

Развитию украинского национального перевозчика могло бы поспособствовать подписание соглашения о зоне свободной торговле между Украиной и Турцией, которая также позволит привлечь дополнительные транзитные грузы из стран-участниц TRACECA. Недавно украинский премьер Николай Азаров в очередной раз обнадежил, заявив, что переговоры в данном вопросе близятся к завершению.

Российские амбиции Третья тенденция свидетельствует о том, что "Укрферри" приходится работать в условиях жесткой конкуренции с российскими и турецкими операторами, желающими занять свою нишу и/или укрепить свои позиции на рынке паромных перевозок на Черном море. Отметим, что российские перевозчики составляют серьезную конкуренцию, прежде всего, в сфере железнодорожно-паромных перевозок, а турецкие – в сфере автомобильно-паромных перевозок. Несмотря на это, на многих маршрутах российские и турецкие компании тесно сотрудничают между собой. Важно также и то, что россияне и турки пользуются активной поддержкой своих государств.

Прямым конкурентом "Укрферри" в России является группа компаний "АнРуссТранс", поскольку она обслуживает не только линии из российских, но и из украинских портов. Так, в марте данный перевозчик открыл линию Севастополь – Зонгулдак. (Позже инициативу на данном маршруте перехватила турецкая CENK GROUP). Также, "АнРуссТранс" оперирует на линиях "Кавказ" – "Крым" (Керчь), "Кавказ" – Варна, "Кавказ" – Зонгулдак, а также Зонгулдак – Скадовск. Следует особо отметить, что открытие в 2009 году при активной поддержке российского государства железнодорожно-паромной линии "Кавказ" – Варна привело из-за полного ухода российского транзита к резкому падению объемов грузоперевозок на линии Ильичевск – Варна, обслуживаемой "Укрферри" и БМФ.

Несмотря на масштабную поддержку со стороны государства, российские порты на Черном море имеют ряд ограничений для развития паромных перевозок. 

Кроме того, на рынке присутствует еще несколько российских перевозчиков, которые оперируют только на одном маршруте. Так, в феврале этого года компания "Блэксиа Ферри и Инвестиции" (БФИ) официально открыла линию Самсун – Кавказ. Напомним, что с 2011 года тестовые рейсы на данной линии осуществлялись до Зонгулдака. А в октябре другая российская компания Stakonta Enterprises Ltd запустила паромный сервис между портами Самсун (Турция) и Геленджик (Россия).

Также в мае 2014 года планируется дебют еще одной российской компании – Paradise Cruise & Ferry, которая уже приобрела два парома для обслуживания линий Батуми – Сочи – Ялта – Одесса (круизные операции) и Новороссийск – Трабзон – Поти – Новороссийск (грузоперевозки). Напомним, что проект по возрождению крымско-кавказской линии уже осуществлялся "Укрферри" в 2007 – 2008 годах. Тогда рейсы по данному маршруту выполнял круизный паром "Южная Пальмира" (вместимостью 500 пассажиров и 300 легковых автомашин). Однако вскоре проект был свернут компанией из-за нерентабельности. Проект российской компании Paradise Cruise & Ferry практически один в один повторяет эту попытку.

Активному развитию паромных перевозок российских операторов в российских портах Черного моря способствует государственная поддержка со стороны России. Так, в середине 2000-х реконструкция и модернизация порта "Кавказ" была проведена, в том числе и за государственные средства. Напомним, что "Укрферри" для открытия маршрута на Грузию строила паромный терминал в Керчи за свой счет. Российское правительство уделяет особое внимание развитию портов Азово-Черноморского бассейна и путей сообщения, ведущих к ним. С этой целью Россия выдвигает очень амбициозные планы и проекты. Так, в феврале 2008 года министр транспорта РФ Игорь Левитин предложил до 2015 года связать железнодорожно-паромным сообщением порты Болгарии (Варна), Грузии (Поти), России ("Кавказ"), Украины (Ильичевск) и Турции (Стамбул). Данный проект, в котором  был  виден явный подтекст постепенно вытеснить с рынка украинского перевозчика « Укрферри» так и остался неутвержденным, но правительство России решило сосредоточиться на развитии отдельно взятых портов и паромных линий.

Также летом этого года РЖД заинтересовалась предложением Греции по созданию альтернативного транспортного коридора в обход Босфора. Если данная инициатива будет реализована, российские паромные перевозчики смогут получить значительную выгоду на маршруте "Кавказ" – Варна.

Читайте также: Альтернатива Босфору: РЖД поможет грузам обойти Стамбул

Несмотря на масштабную поддержку со стороны государства, российские порты на Черном море имеют ряд ограничений для развития паромных перевозок. Так, развитию порта Новороссийск препятствует военно-морская база Черноморского флота РФ, Сочи – курортное значение города, Геленджик и Туапсе – малые глубины. Порт "Кавказ", приобретший большое значение в последние годы, находится на узкой косе Чушка, что накладывает определенный отпечаток на развитие портовой инфраструктуры.

Все эти недостатки могут быть нивелированы, в случае если Россия осуществит свои планы по развитию нового порта Тамань. Впрочем, даже в случае привлечения масштабных инвестиций, необходимых для развития инфраструктуры порта, сделать это будет непросто при достаточно призрачном экономическом эффекте для инвесторов. Как считают эксперты, Тамань как инвестиционный проект привлекателен только для перевалки нефтяных и навалочных грузов.

Турецкий прагматизм Судоходные компании Турции также рассматривают Черное море как перспективный рынок для развития паромных перевозок. Следует отметить, что турецкие перевозчики не осуществляют железнодорожно-паромных перевозок, а сосредоточились на транспортировке Ro-Ro грузов (прежде всего, автомобилей, фруктов и овощей). Подтверждением тому служит открытие в сентябре этого года новой Ro-Ro линий Карадениз Эрегли – Ильичевск, операторами которой являются турецкие компании Kalyoncu Denizcilik и Sude Denizcilik (Sude Shipping). Новая линия предназначена, прежде всего, для экспорта в Украину турецких фруктов. Кроме того, в результате запуска данной линии на рынке паромных перевозок появился "новичок" – порт Эрегли, находящийся в 50 км от Зонгулдака. Напомним, что до этого Kalyoncu Denizcilik обслуживала линии между турецким портом Самсун и российскими портами Новороссийск, Геленджик, Туапсе.

Турецкие компании имеют выигрышную позицию в том, что они могут одновременно развивать два направления: черноморское и средиземноморское. К примеру, компании, входящие в группу Yılmaz Ulusoy Holding Inc., осуществляют перевозки на черноморских линиях Самсун – Новороссийск, Зонгулдак – Скадовск, а также на средиземноморских Чешме – Триест, Чешме – Бриндизи/Анкона.

Другим преимуществом турецких перевозчиков является наличие нескольких базовых портов, что позволяет диверсифицировать грузопотоки и наладить несколько линий. Лидером по количеству обслуживаемых маршрутов среди турецких перевозчиков является CENK GROUP. Сейчас компания оперирует на четырех линиях, что делает ее серьезным конкурентом для "Укрферри", особенно на маршруте Дериндже – Ильичевск. Напомним, что недавно, 10 ноября, компания возобновила регулярные рейсы на линии Севастополь – Зонгулдак, ранее осуществлявшиеся совместно с российской "АнРуссТранс". К тому же, перевозчик осуществляет перевозки на линиях Самсун – Новороссийск, Зонгулдак – Евпатория, Дериндже – Ильичевск.

Турецкие компании имеют выигрышную позицию в том, что они могут одновременно развивать два направления: черноморское и средиземноморское. 

Стоит отметить, что ранее, в 2000-х, активной на Черном море была турецкая компания U.N. Ro-Ro Ýţletmeleri (Birlik Ro-Ro Ýţletmeleri). Данный перевозчик в ноябре 2008 года начал осуществлять перевозки по маршруту Евпатория – Зонгулдак, а в ноябре 2011 года – на линии Констанца – Пендик (Стамбул). С закрытием последней в сентябре 2012 года компания приостановила свою деятельность на Черном море. В апреле этого года румынские СМИ, ссылаясь на министра транспорта Румынии и посла Турции в Бухаресте, сообщали о возможном возобновлении паромного на линии Констанца – Пендик, однако до сих пор этого не произошло. Сейчас U.N. Ro-Ro Ýţletmeleri сосредоточилась на более прибыльном направлении, осуществляя регулярные рейсы в средиземноморские порты Европы – Триест и Тулон.