Для стабилизации финансового состояния российских авиакомпаний нужно 75 млрд рублей (1,85 млрд долларов) только в ближайший год. Но даже если они получат помощь, например, от государства, кризис только сдвинется на пару лет, не будучи преодолен. К таким выводам пришли эксперты ГосНИИ гражданской авиации, привлеченные Российским союзом промышленников и предпринимателей для анализа ситуации на рынке, пишет Коммерсантъ.

В ГосНИИ ГА подчеркивают, что сумма возможной поддержки почти на порядок превышает годовой объем госсубсидий для отрасли и вдвое больше, чем планирует получить из бюджета РЖД. Возможные адресаты госпомощи не называются, но известно, что высокий уровень долга у "ЮТэйр" и "Трансаэро". По оценкам ГосНИИ ГА, этим двум перевозчикам в течение года нужно погасить или рефинансировать краткосрочный долг более чем на 73 млрд рублей (1,8 млрд долларов). Но даже если государство поможет авиакомпаниям без смены модели развития бизнеса ситуация повторится через 1,5-2 года.

Читайте также "Трансаэро" и "ЮТэйр" обратились к правительству за поддержкой

В ГосНИИ ГА отмечают, что банкротства перевозчиков в ходе кризиса 2008-2009 годов и затем в 2011-2013 годах "вызвали большой публичный резонанс", но почти не оказали влияния на развитие рынка, хотя только за последние три года с него ушли авиакомпании, обслуживавшие более 3,5 млн пассажиров.

Рост объемов перевозок продолжался, опережая мировые темпы более чем вдвое, а тарифы снижались. На ключевых маршрутах, поясняется в презентации ГосНИИ ГА, представлены более пяти авиакомпаний, то есть конкуренция в отрасли развита.

Запланированные на 2015 год поставки самолетов обеспечат потребности роста авиаперевозок на ближайшие годы, считают в ГосНИИ ГА. Но у отрасли есть и другие возможности - занятость кресел на регулярных рейсах составляет 76,9%, что ниже среднемировой на 2,6%. Это резерв для перевозки около 4 млн пассажиров в год. Поэтому "ликвидация даже крупной авиакомпании не окажет негативного влияния на рынок".