Если поправки в закон "О морских портах" будут приняты и начнут работать, обстановка на подходах к ним станет менее напряженной, считает ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Слободяник, передает РЖД-Партнер.

По его словам, тогда железнодорожникам будет проще планировать подвод составов для грузовых операций в порту. Это повлечет за собой снижение количества отставленных от движения поездов и, как следствие, простоев и времени оборота вагона. Принятие поправок также будет способствовать повышению скорости движения на сети в целом, что положительно скажется на работе всего транспортного комплекса и промышленности.

"Только в первой декаде января в среднем в сутки в ожидании выгрузки было отставлено от движения свыше 300 поездов. Особенно остро эта проблема отмечается на Дальнем Востоке. Только 6 января на Дальневосточной железной дороге от движения было отставлено 117 составов. Основная причина этого заключается в отсутствии взаимосвязи между участниками перевозочного процесса, а также отсутствие установленной государством четкой системы ответственности", - комментирует аналитик.

Ранее РЖД и портовики согласовали поправки в закон о морпортах, по которому операторов морских терминалов обязали заключать с железнодорожной монополией соглашения о подаче и уборке вагонов. Как уточнили в РЖД, договор будет определять порядок взаимодействия, права, обязанности портовиков и перевозчиков ж/д транспорта, а также планирование объемов переработки грузов на подходах к портам. В документе предусмотрена ответственность сторон за невыполнение количественных показателей обработки подвижного состава.

По словам Слободяника, внесение поправок в закон является своевременной и необходимой мерой. В последние годы многие грузоотправители начали переориентировать свою продукцию на экспорт. "В период с 2000 по 2013 гг. объем перевозки грузов на экспорт вырос практически в два раза и в 2013 году составил 405,6 млн тонн, а объем перевозок во внутреннем сообщении за аналогичный период остался практически неизменным (838,5 млн тонн в 2013 году). По некоторым родам грузов рост объема перевозки на экспорт еще более значителен", - подтверждает он свои наблюдения цифрами.

Аналитик добавляет, что рост экспортных перевозок грузов топливно-энергетического сектора, вызванный девальвацией рубля в конце 2014 года, вряд ли продолжится на протяжении 2015 года. Но объем перевозок ряда сырьевых (руды, металлы) грузов будет только расти.