Россия и Украина при участии Международной организации гражданской авиации (ИКАО) начали процесс по распределению контроля над воздушным пространством Крыма и Черного моря. В настоящее время процесс находится на начальной стадии - стороны обмениваются письменными аргументами, и очные встречи пока не планируются, пишут Известия со ссылкой на источники в Росавиации и ее структурах.

Предметом переговоров между Киевом и Москвой стала правовая неопределенность зоны размером 160 697 кв. км - до выхода Крыма из состава Украины этим пространством управляли симферопольские диспетчеры (Симферопольский районный центр организации воздушного движения). Речь идет не только о воздушном пространстве, которое простирается над сухопутной частью Крымского полуострова, но и над покрывающей водной поверхности Черного моря, в том числе и нейтральных вод.

По словам собеседников газеты в структурах Госкорпорации РФ по организации воздушного движения (Госкорпорация по ОрВД), сегодня более 80% воздушного пространства по-прежнему контролирует "Украэрорух" (управление распределено Киевом между одесским и днепропетровским диспетчерскими центрами), а менее 20% контролирует "Крымаэронавигация". Но фактически крымские авиадиспетчеры управляют воздушным пространством на высоте не выше 1 тыс. м от земли, а их украинские коллеги из "Украэрорух" управляют воздушным движением над головами крымчан в воздушном пространстве свыше 1 тыс. м.

ИКАО является специализированным учреждением ООН и не может устанавливать воздушные границы по своему усмотрению и без участия заинтересованных стран. В свою очередь, ни одна из стран, входящих в ООН, не может устанавливать границы воздушного пространства без достижения согласия с другими заинтересованными странами. Украина и Россия имеют свои интересы в отношении воздушного пространства, которым ранее управляли авиадиспетчеры симферопольского РДЦ "Украэрорух".

Подконтрольная этому центру воздушная зона граничила с зоной ответственности диспетчерских центров Болгарии (София), Турции (Анкара), Румынии (Бухарест) и России (Ростов), а также с районными диспетчерскими центрами Днепропетровска и Одессы.

Крымские авиадиспетчеры, с которыми пообщались Известия, говорят, что "видят и слышат" все воздушные суда, находящиеся в пространстве над Крымом и управляемые украинскими диспетчерами, но не могут вмешиваться в управление воздушным движением, поскольку своими действиями спровоцируют хаос в небе.

Напомним, Европейская организация по безопасности аэронавигации запретила полеты в Крым