РЖД впервые заложила в генеральную схему развития отрасли железнодорожных перевозок частные инвестиции. До 2020 года их планируется привлечь 156-406 млрд рублей (4,9-12,8 млрд долларов), средства пойдут на строительство инфраструктуры. Об этом пишут Ведомости со ссылкой на проект генсхемы.
Данная сумма составляет лишь 2,2-3,5% от необходимых монополии инвестиций до 2020 года.
В середине марта правительство России внесло в Госдуму проект закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Документ разрешает частным инвесторам вкладываться в объекты транспортной инфраструктуры и транспорта, включая железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт, а также метрополитен и другие виды транспорта общего пользования.
Предлагается следующий механизм: РЖД (собственник путей общего пользования) заключает с частным инвестором соглашение о ГЧП, частник получает в аренду землю под строительство, а деньги сможет привлечь под залог объекта инфраструктуры. Вернуть инвестиции инвестор может за счет тарифов на перевозку грузов по построенному участку (они будут регулироваться государством).
Грузоотправители заинтересованы в строительстве и модернизации железнодорожных путей, поскольку длинных денег нет сейчас почти ни у кого, говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. В перспективе в железнодорожную инфраструктуру могли бы вкладывать крупные международные фонды, отмечает он.