В логистике поступающих и экспортируемых из рф грузов, находившейся в напряженном состоянии и до начала развязанной россией войны в Украине, наступил хаос. Европейское направление парализовано как санкциями, так и непониманием их структуры и применения поставщиками и транспортными компаниями, часто отказывающимися взаимодействовать с целыми группами грузов.

Об этом пишет ЦТС со ссылкой на Коммерсант.

Логистические цепочки в россии пребывали в сложном состоянии и до начала войны в Украине: сверхвысокие ставки фрахта, пробки на железных дорогах, заторы на автомобильных пунктах пропуска наблюдались весь 2021 год и начало 2022 года. Но с конца февраля ситуация резко усугубилась.

"До начала войны, развязанной рф в Украине, проблема была только с количеством оборудования и транспорта, - говорит учредитель "VIG Транс" Игорь Ребельский. - Сейчас, ввиду санкций, ситуация поменялась - оборудования и транспорта хватает, но остро не хватает грузов из Европы в россию, при этом экспорта очень много".

"Ранее ситуация в логистике была напряженной вследствие высокой стоимости перевозки и недостатка контейнеров, возникали заторы на разных участках маршрутов. Сейчас ко всему этому добавились фактор неопределенности и постоянно меняющиеся санкции", - добавляет директор по стратегическому развитию "Транссертико" Юлия Янелис.

Большинство логистических маршрутов, ранее задействованных для поставки товаров россию, сейчас или полностью заблокированы, или функционируют в режиме высокой степени напряжения.

Очереди на границах сохраняются. Сроки поставки затягиваются из-за частичного закрытия европейского направления для импорта и экспорта. По старым контрактам обязательства выполняются, но с применением дополнительных мер таможенного контроля как с одной стороны, так и с другой. С новыми контрактами сложнее, их в ближайшее время не будут заключать напрямую с российскими поставщиками.

Отмечается, что по морским доставкам ситуация с портами и линиями очень сложная и меняется несколько раз день. Очень много линий почти остановили отправку в основные порты рф. Этот вид транспорта менее востребован из-за риска застрять в порту на погрузке/разгрузке или в зоне оформления экспорта, из-за отказа обслуживать груз или просто из-за отмены букинга, рейса судна. Уже много грузов скопилось в портах Европы и ожидают решения этой проблемы - когда морские линии выполнят обязательства и доставят отправку в точку назначения. По новым грузам на данный момент по основным европейским линиям букинги не принимаются.

В начале марта число судов, которые заходили в российские порты, снизилось почти на 40%. Санкции ЕС и США привели к тому, что также появились задержки в морских перевозках по всей Европе.

Также сообщается о резком падении грузооборота в морских портах россии из-за отказа крупнейших судовых операторов совершать судозаходы. Основная часть грузов на морском направлении в европейской части россии теперь приходит в Новороссийск.

Эксперты считают, что прямая доставка по железной дороге из Китая сейчас станет одним из самых востребованных вариантов и это приведет к усугублению проблем на станциях назначения в московском регионе. При этом сохраняется проблема с ограниченностью пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, в том числе на подходах к портам и на погранпереходах.

Переориентация морских грузов на альтернативные сухопутные маршруты создает проблемы с пропуском грузов как на инфраструктуре, как на подходах к портам, так и через сухопутные погранпереходы. В последнем случае это связано и с продолжающимися противоэпидемическими мероприятиями на границе с Китаем, и с ужесточившимися досмотровыми мероприятиями на западном направлении.