В группе терминалов ТИС заявляют, что подверглись незаконным действиям со стороны чиновников Государственной экологической инспекции Северо-Западного региона Черного моря.

Последние, по информации компании, осуществили незаконный экологический контроль судна AQUAPRINCESS в порту Южный. Так, вечером 24 апреля судно AQUAPRINCESS пришвартовалось у причала ТИС № 18 под погрузку железорудных окатышей компании Ferrexpo.

В этот же день поздно вечером, как заявляют в ТИС, в нерабочее время, сотрудник экоинспекции отобрал пробы поверхностных вод возле судна для анализа. Причиной отбора стало якобы изменение цвета морской воды и обнаружение плавучих частиц неизвестного происхождения.

26 апреля Госэкоинспекция выставила судовладельцу финансовую претензию о возмещении вреда, нанесенного акватории, на 18 656 долларов. Чтобы получить отметку "экологический контроль судна - выход разрешен" и избежать простоя судна в порту, судовладелец был вынужден оплатить претензию.

Согласно действующему законодательству на данный момент отсутствует утвержденный Порядок проведения экологического контроля судов. Основанием для его проведения является не просто загрязнение акватории в районе стоянки судна, а доказательство факта загрязнения акватории в результате сброса именно с конкретного судна и фактическое ухудшение качества воды из-за сброса. В случае с AQUAPRINCESS этого доказано не было, информируют в ТИС.

Грузовладелец готовит судебный иск об оспаривании действий Госэкоинспекции и возмещении незаконно взысканной претензии. В ТИС констатируют увеличение жалоб со стороны агентских компаний в адрес чиновников Госэкоинспекции Северо-Западного региона Черного моря. Попытки возобновить незаконную практику экоконтроля судов становятся массовыми. Речь идет о возобновлении отбора проб изолированного балласта или проведении экоконтроля в связи с якобы обнаруженным загрязнением возле судна. Только за последний месяц в Южном были предприняты попытки провести незаконный экоконтроль судов OURA и Сape Peony.

Компания ТИС просит Министерство экологии обратить внимание на то, что случаи противоправного вмешательства Госэкоинспекции в работу портов в последнее время существенно участились.

Неделей ранее ЦТС писал, что Общественный союз "Ассоциация морских агентств Украины" выразил обеспокоенность относительно ситуации, которая складывается в морских портах Украины из-за действий инспекторов Госэкоинспекции.

АМАУ обратилась с соответствующим письмом к премьер-министру Владимиру Гройсману и министру инфраструктуры Владимиру Омеляну.

"К нам поступили обращения от членов нашего союза, судовладельцев, Клуба взаимного страхования (P & I Club) о том, что представители инспекции осуществляют отбор проб у конкретного судна, проводят их лабораторный анализ, результаты которого якобы свидетельствуют, что загрязнение моря произошло с этого судна. Затем инспекторы пытаются подняться на борт судна с целью осуществления экологического контроля изолированного балласта этого судна. Если осуществить такой отбор нет возможности, представители Госэкоинспекции, ссылаясь на приказ Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 19.03.2012 №162, проставляют на товаросопроводительных документах штамп "экологический контроль - ввоз/вывоз запрещен" или "радиологический контроль - ввоз/вывоз запрещен", или отказываются проставлять штампы об осуществлении экологического и радиологического контроля вообще, и судно не может выйти из морского порта", - говорилось в документе за подписью Шоты Хаджишвили, председателя правления ОС "АМАУ".

Отмечалось, что АМАУ известно по крайней мере о четырех таких случаях:

- с судном "SANGITA" (номер IMO - 9119086) в морском порту Николаев в октябре 2017;

- с судном "OCEAN FUTURE" (номер IMO - 9418779) в морском порту Одесса в марте 2018;

- с судном "OURA" (номер ИМО - 9387815) в морском порту Южный в апреле 2018;

- с судном "BLUE LAKE STAR" (номер ИМО - 9729582) в морском порту Черноморск в апреле 2018 года.