У многих украинских пассажиров свои счеты с авиакомпанией МАУ: большинство не устраивают заоблачные цены, кто-то недоволен скудным питанием на борту, кого-то раздражают дополнительные платные услуги, перевозчика винят в монополизме и препятствованию заходу некоторых известных лоукостеров в Украину. Как бы там ни было, "Международные авиалинии Украины" - крупнейшая авиакомпания страны, и завтра ей - 25. Какой была эта четверть века для МАУ?

Смена имен

Украинское название МАУ (Міжнародні авіалінії України) не менялось на протяжении всей истории авиакомпании. А вот англоязычная форма претерпела некоторые изменения. Первым английским названием МАУ было Air Ukraine International. Это название отразилось в ливрее первого самолета. Но уже в 1994 году приставка "Air" исчезает с ливреи, начинает употребляться сокращенное название - Ukraine International. С середины 1990-х за авиакомпанией окончательно закрепилось современное название - Ukraine International Airlines (Международные авиалинии Украины), а на самолетах до сих пор пишут Ukraine International.

Трезубец и сокол

Изначальным символом МАУ был трезубец, напоминавший государственный герб Украины и подчеркивавший родство с авиакомпанией "Авиалинии Украины" (Air Ukraine). В 1997 году вместо трезубца символом перевозчика становится стилизованное изображение сокола. Эта символика сохраняется и по сей день.

101

Государственный перевозчик

Изначально авиакомпания МАУ создавалась как государственный перевозчик с небольшой долей иностранных инвестиций - порядка 7%. В 1996 году доля государства снизилась до 61,6% в связи с продажей части акций Austrian Airlines и SwissAir. В апреле 2011 года Фонд госимущества продал весь пакет акций, принадлежавший государству. Новыми собственниками МАУ стали кипрские компании, которые связывают с бизнесменом Игорем Коломойским.

Ирландский след

В этом году в украинской прессе много говорилось о МАУ и Ryanair. Но отечественный перевозчик имеет давние связи с Ирландией, точнее с лизинговой компанией, которую создал Тони Райан, основатель Ryanair. Речь идет о Guinness Peat Aviation. Именно ирландцы были теми иностранными инвесторами, которые владели 7% и предоставили МАУ в лизинг первые два самолета Boeing-737-400. В процессе преобразований Guinness Peat Aviation сменила название на AerCap. В ноябре 2008 года ирландский инвестор продал свои 5,97% акций МАУ киевской компании Capital Investment Project. По данным агентства "Интерфакс-Украина", стоимость сделки составила 3,5-4 млн долларов. AerCap продолжает сотрудничать с МАУ, предоставляя ей в лизинг самолеты.

Первые самолеты

2 ноября 1992 года МАУ получила свой первый самолет - Boeing-737-400. Он известен под регистрационным номером UR-GAA. 13 ноября того же года флот молодой авиакомпании пополнился еще одним Boeing-737-400. Этот самолет получил номер UR-GAB. Оба самолета были новенькими: UR-GAA выпустили в августе, а UR-GAB - в сентябре 1992-го. В конце 1994 - начале 1995 года МАУ отказалась от этих самолетов, взяв в лизинг более дешевые и возрастные Boeing-737-200. Сейчас UR-GAA и UR-GAB работают в Испании и числятся во флоте небольшой испанской авиакомпании Swiftair.

202

Первые маршруты

Первым маршрутом МАУ стал Киев - Лондон (Гатвик) - Киев. Затем последовали рейсы во Франкфурт и Париж. В марте 1993 года маршрутная сеть МАУ охватывала также Амстердам, Берлин, Брюссель, Милан, Мюнхен и Вену. На рейсах в Лондон МАУ с момента открытия направления перевезла 645 тыс. пассажиров, во Франкфурт - 454 тыс. пассажиров, и в Париж - 718 тыс. пассажиров.

Первые пассажиры

Первым рейсом из Киева в Лондон воспользовалось 50 пассажиров (всего в самолете было 170 мест). В первый год работы МАУ перевезла 105 тыс. пассажиров.

303

Пассажиропоток

В последующие годы МАУ наращивала пассажиропоток. В 2003 году этот показатель достиг отметки в 0,5 млн человек, в 2007 году - 1,3 млн, в 2011 году - 2,2 млн человек, в 2013 году - 4,5 млн, в 2015 году - 4,9 млн и в 2016 году - 6 млн человек. 8 августа 2017 года МАУ перевезла 40-милионного пассажира. По итогам 2017 года авиакомпания планирует перевести 7,8 млн пассажиров.

Монополист

За последние несколько лет позиция МАУ на рынке изменилась. Причем, главная перемена была связана с банкротством конкурента - "Аэросвита". Если в 2010-2011 годах доля авиакомпании составляла около 28%, то в 2013 году (после банкротства "Аэросвита") она выросла до 54%. В последующие годы доля авиакомпании продолжала расти на фоне ухода других авиакомпаний из Украины. В 2014 году доля МАУ достигла 56,9%, в 2015 году - 76%, в 2016 году - около 73%.

Три директора

За 25-летнюю историю МАУ авиакомпанией управляли всего три руководителя. Первым был Валерий Назаренко. В 1993 году его сменил Виталий Потемский. В отличие от своего предшественника он продержался в должности почти 10 лет, до 2004 года. Юрий Мирошников, нынешний руководитель, управляет авиакомпанией с 2004 года.

404

Миллионы километров

С 1999 по 2017 годы самолеты МАУ налетали 630 млн километров. К сожалению, данные за первые годы деятельности сохранились не в полном объеме, поэтому они не включены в эту цифру.

Тысячи рейсов

С количеством рейсов ситуация схожая, точные данные до 1999 года также отсутствуют. Известно, что в период с 1999 по 2017 годы самолеты выполнили 390 тыс. рейсов.

Лизинговый флот

Сейчас флот МАУ насчитывает 42 самолета - 41 пассажирский и 1 грузовой. Авиакомпания владеет только одним самолетом, остальные взяты в лизинг. Средний возраст флота МАУ составляет 12,4 лет. К 2021 году авиакомпания планирует увеличить свой парк воздушных судов до 90 единиц. Отметим, что за всю свою историю во владении МАУ побывало 66 самолетов.

05

Украинский флот

Сейчас во флоте МАУ нет самолетов украинского производства, но у авиакомпании был опыт их использования. В 2011 - 2013 годах во флоте МАУ летало три самолета Ан-148. Дальнейшее использование этих самолетов авиакомпания сочла нецелесообразным. Вместо Ан-148 МАУ приобрела пять новых самолетов Embraer 190.

"Маугли"

В апреле 1999 года МАУ получила новенький самолет Boeing-737-300, изготовленный по заказу авиакомпании. Это событие стало знаковым в украинской авиации. МАУ стала первой в СНГ авиакомпанией, получившей Boeing-737-300 прямо с завода.

Самолету был присвоен регистрационный номер UR-GAH, а дети дали новичку имя "Маугли". Автором идеи оказался Женя Родионов, 13-летний школьник из Чернигова. Отметим, что с 1999 года UR-GAH налетал 27 млн км.

1387062_900

Три континента

Сейчас МАУ летает более чем по 80 направлениям. Регулярные рейсы авиакомпании соединяют страны двух континентов - Евразии и Северной Америки. В Африку МАУ пока выполняет только чартерные рейсы. Но в апреле 2018 года авиакомпания начнет летать в Каир на регулярной основе, поэтому маршрутная сеть будет представлена сразу на трех континентах.

Самый длинный рейс

Самым длинным рейсом МАУ является Киев - Бангкок. Протяженность этого маршрута составляет 7325 км, а время в пути - 9 часов 50 минут. Помимо Бангкока, в арсенале МАУ имеется еще три дальнемагистральных рейса - в Пекин, Коломбо и Нью-Йорк. В 2018 году авиакомпания планирует открыть еще два направления - в Дели и Торонто.

Самый короткий рейс

Самым коротким рейсом МАУ является Киев - Днипро. Его протяженность равна 464 км, а время в пути занимает 51 минуту. Этот рекорд грозилась побить авиакомпания "Днипроавиа", запустив 20-минутный рейс Ивано-Франковск - Львов. Но этого так и не произошло.

Миллионы чемоданов

За 25 лет самолеты МАУ перевезли 42 млн единиц багажа.

07

Немного еды

За 25-летнюю историю пассажиры МАУ съели 27 млн наборов еды. Долгое время бортовое питание на рейсы перевозчика поставляла компания "Киев Кейтеринг" (сейчас DO & CO). В 2015 году питание на рейсы МАУ начала поставлять компания Sky Food Services.

Две звезды

В 2016 году британское консалтинговое агентство Skytrax отнесла МАУ к перевозчикам с рейтингом "две звезды" (из пяти возможных). В авиакомпании со скептицизмом относятся к подобным рейтингам. "Это субъективный канал, он очень часто ошибается ", - заявлял Юрий Мирошников.

Почти лоукост

МАУ создавалась как классическая полносервисная авиакомпания. Но время внесло коррективы. "Если сегодня общество хочет, чтобы авиация была пригородной электричкой, значит, так оно и будет", - заявлял Юрий Мирошников в феврале 2015 года в интервью ЦТС. Год спустя авиакомпания начала внедрять тарифы без багажа. В апреле того же года этот вид тарифов уже действовал на большинстве рейсов МАУ. В мае 2017 года перевозчик предложил лоукост-тарифы от 249 грн на внутренних направлениях и от 587 грн на международных. Сейчас МАУ позиционирует себя как низкотарифную сетевую авиакомпанию.

Разделение на классы

На борту МАУ есть три класса обслуживания - эконом, премиум-эконом и бизнес-класс. Эконом и премиум-эконом мало чем отличаются, разве что более удобным расположением кресел. Бизнес-класс характеризируется чуть большим комфортом и расширенным ассортиментом алкогольных напитков в меню.

08

Онлайн-регистрация

С 1 июля этого года МАУ, подобно классическим лоукостерам, начала приучать пассажиров к онлайн-регистрации. Первым это испытали путешествующие в Ригу. Если же пассажир забудет зарегистрироваться на рейс через интернет, то ему придется дополнительно выложить 20 евро. В случае если он забудет распечатать билет, тогда распечатка в аэропорту обойдется 10 евро. В дальнейшем эта практика будет распространена на другие направления.

Билет без документа

Можно ли купить билет на рейс МАУ без документа? Вполне возможно, но только если вы летите группой от 4 до 10 человек. В июле этого года авиакомпания проводила акцию для групповых туристов, предлагая им бронирование билеты без введения имен путешественников.

Читайте также Наше будущее в Азии - интервью с президентом МАУ