На возвращение транзита вряд ли стоит надеяться, но, по оценкам компании Roland Berger, он вполне может быть замещен. "Украина расположена в стороне от глобальных морских грузопотоков, поэтому участие в них ограничено . Но если будет сформирован международный транспортный коридор ТРАСЕКА – на это вполне можно надяться", - рассказывает принципал Roland Berger Мария Михайленко. По ее мне нию, это случится, если ряд стран достигнут между собой определенных договоренностей, и тогда на постоянной основе будет осуществляться транспортировка грузов из Азии через Черноморский бассейн в Европу.

Изначально пропускная способность коридора предполагалась на уровне 40 млн тонн в год. Но за полтора десятка лет функционирования системы показатели превысили эту цифру. Если в первые годы ежегодный грузооборот в рамках TRACECA находился в рамках 3 млн тонн, то в 1998 году он превысил 9 млн тонн. Рост продолжился – и в 2007 году были зафиксированы цифры в 54 млн тонн, то есть за пятнадцать лет объем грузоперевозок увеличился в 18 раз.

«В целом вложения международных финансовых институтов в развитие транспортной инфраструктуры стран TRACECA превысили 1 млрд евро. Проект сейчас находится на новом этапе своего развития и этому способствует вступление новых членов в Европейский союз. Если мы сумеем увеличить грузоперевозки и создать новые пути транспортировки грузов, то TRACECA станет самым важным мостом между Западом и Востоком», – заявил в 2008 году министр транспорта и коммуникаций Казахстана Серик Ахметов.

Экономический кризис, конечно, повлиял на показатели эффективности проекта, но в последние годы объемы грузоперевозки в рамках транспортного коридора установились на уровне 46-47 тонн. В номенклатуре грузов превалируют нефть и нефтепродукты, также перевозятся руда, металлы, стройматериалы, химическая продукция.

Украинский эффект Что дало Украине участие в проекте TRACECA? Конечно, нельзя приписывать всю динамику изменений объема украинского грузооборота исключительно эффекту партнерства в рамках международного транспортного коридора. Но и недооценивать его влияние тоже нельзя. Так, если в 1998 году (период присоединения Украины к ОМС) грузовые перевозки железнодорожным транспортом в стране, по данным Госкомстата Украины, находились на уровне 286,3 млн тонн (отправление) и 335 млн тонн (собственно, перевозки), то в 2003 году эти цифры составили 363,3 млн тонн и 445,5 млн тонн. Еще через пять лет (накануне кризиса) – 399,6/498,5, а посткризисное восстановление в 2012 году зафиксировало объемы 378,1/457,4.

Наиболее активными торговыми партнерами Украины среди членов TRACECA являются Турция и Казахстан – и «пальму первенства» в этом вопросе отобрать у них будет весьма непросто. Так, по данным бывшего представителя Постоянного секретариата Межправительственной комиссии (ПС МПК) TRACECA Григория Легенького, общий грузооборот Украины с двенадцатью другими странами – участниками транспортного коридора – составил, по данным на 2010 год, 52 млн тонн, из них почти 19 млн тонн приходились на торговлю с Турцией и 12,5 млн тонн – с Казахстаном. Показатели по остальным странам колебались в пределах от 0,3 до 4,6 млн тонн.

Стратегия развития Сегодня страны – участники TRACECA – рассматривают транспортный коридор как долговременный стабилизирующий фактор, создающий благоприятный инвестиционный климат и оказывающий позитивное влияние на межрегиональную интеграцию. Действующая Стратегия развития TRACECA, помимо усовершенствования институциональной системы транспортного коридора, а также повышения уровня безопасности и стабильности транспорта, предусматривает создание устойчивой цепи мультимодальных перевозок, т.е. обеспечение бесперебойного движения товаров и грузов по территориям стран с использованием различным видов транспорта – с постепенной интеграцией коридора в Трансъевропейские транспортные сети (TENs). Отдельной строкой отмечается необходимость повышенного внимания к воздушным перевозкам – как основному виду пассажирских перевозок в регионе.

Наиболее активными торговыми партнерами Украины среди членов TRACECA являются Турция и Казахстан.

«Совершенствование международного транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия - ключевая цель будущего TRACECA» – такой была тема заседания ПС МПК TRACECA, прошедшего в апреле в Киеве. Одной из главных целей форума было рассмотрение Плана действий на 2013-15 годы. В итоге, стороны договорились, что на данном этапе требуется дальнейшее формирование и развитие интегрированной сети логистических узлов, а также создание привлекательных условий для мультимодальных и транзитных перевозок, в том числе, обеспечения улучшения инфраструктурной составляющей коридора.

Актуальным остается вопрос регулирования грузоперевозок в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении. Ожидается, что подписание «Технического Приложения об основных принципах эксплуатации железнодорожно-паромных комплексов на Черном и Каспийском морях» состоится в рамках Х Юбилейного Ежегодного Заседания МПК TRACECA в сентябре с.г. в Душанбе (Таджикистан).

Все это обусловливает и перспективы фактического расширения МПК TRACECA. И если невступление в данный проект Ирана объясняется международными торговыми запретами, а Афганистана – медлительностью в ратификационных процедурах (первичное согласование вступление эти страны прошли еще в 2006 году), то, возможно, с Туркменистаном дело пойдет быстрее. Перспективы присоединения этой страны к проекту TRACECA генеральный секретарь МПК Эдуард Бирюков обсудил с Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым в мае 2012 года – в ходе международной конференции "Перспективы развития транспорта и транзита в Средней Азии и Каспийском регионе".

Немного дальше продвинулось дело в отношении вступления в проект еще одного «игрока», способного поистине «вдохнуть в проект абсолютно новую жизнь» или, как минимум, серьезно изменить ситуацию с грузоперевозками в регионе – Китая. Примерно с те же дни Эдуард Бирюков встретился с представителями ZTE – крупнейшей китайской государственной компании в сфере информационных технологий, транспорта и связи. В итоге, стороны приняли решение о подготовке проекта Протокола о намерениях по установлению и развитию двухстороннего сотрудничества.

Таким образом, все перечисленные перспективы – интеграция в TENs, вхождение с систему международных мультимодальных перевозок, интенсификация воздушного сообщения, развитие торговли как с Евросоюзом, так и с Китаем – ожидают и Украину, как полноправного участника TRACECA. И весьма показательный момент заключается в том, что такого рода международная интеграция вряд ли встретит в самой Украине какое-либо политическое противодействие.

Читайте также эксклюзивное интервью главного транспортного эксперта проекта TRAСECA IDEA доктора Ашрафа Хамеда о возможностях транзита для Украины и концессионной модели развития портов.

Довідка

Проект начался в 1993 году как европейская программа технического содействия евро-азиатской торговле, одобренная транспортными ведомствами Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Они же подписали «Основное многостороннее соглашение (ОМС) о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия», которое, учитывая несколько этапов изменений в разные годы, действует и сейчас.

Украина присоединилась к проекту в 1998 году. В разные годы в программу входили Молдова, Монголия, Болгария, Румыния, Турция и Иран (Литва - наблюдатель). Сегодня членами проекта являются 13 стран. Несомненным достоинством данного коридора является то, что он начинается в портах Черного моря – там, где заканчиваются многие европейские Критские коридоры.