Почему Украина теряет транзитные грузы? Пожалуй, сегодня этим вопросом озабочены практически все игроки транспортного рынка - железнодорожники, портовики, автомобилисты. С одной стороны, причиной отрицательной динамики являются сугубо внутренние факторы - затяжные бюрократические системы контроля на границе и многое другое. Однако, по мнению специалистов проекта TRACECA IDEA, необходимо рассматривать Украину не как отдельно взятое государство, а как часть транспортного коридора Европа-Китай. Грузы на этом направлении транспортируются по трем основным маршрутам, которые эксперты оценивают с помощью специального индекса TRAX, который учитывает такие факторы, как временные, денежные затраты, а также безопасность доставки товара. О преимуществах и недостатках каждого из направлений Центру транспортных стратегий рассказал координатор проекта TRAСECA IDEA Ашраф Хамед.

Расскажите подробнее об индексе привлекательности маршрутов TRAX.

Индекс привлекательности маршрутов помогает нам исследовать коридоры транспортировки грузов по разным маршрутам и выявить узкие места, которые отрицательно сказываются на потоках, а также разработать решения для улучшений. Соответственно, это позволяет нам определить, какие маршруты являются более привлекательными, а какие - наоборот. Для этого мы используем четыре критерия: время, стоимость, надежность, а также безопасность груза.

Какие маршруты Вы оценивали по этим критериям? Какие из них выглядят наиболее привлекательными?

Мы оценивали три маршрута. Первый из них проходит по территории Беларуси, Российской Федерации и Казахстана. Второй лежит через Украину, Грузию, Азербайджан, Узбекистан, Киргизию. Третий путь предполагает транспортировку грузов через такие страны, как Турция, Иран, Туркменистан, Таджикистан, Киргизию. Наиболее привлекательным для транзита, по нашим расчетам, стал первый вариант, который позволяет грузовладельцам сокращать затраты и экономить время. Остальные же проигрывают ему по всем показателям. В основном это вызвано очередями на приграничных пунктах пропуска и недостаточно прозрачными процедурами.

Какие слабые стороны Украины снижают привлекательность транзита грузов через ее территорию?

Здесь нельзя говорить исключительно об Украине, поскольку Украина является частью коридора TRACECA, включающего в себя около 12 стран. И это, по сути, является одной из причин его более низкой привлекательности, которая вытекает из отсутствия гармонизированных документации и процедур на некоторых пунктах пересечения границ. Ведь для того, чтобы перевезти груз, вам нужно неоднократно пересекать границу и переплыть через два моря - Черное и Каспийское. Все эти факторы заставляют компании сомневаться в целесообразности использования этого пути для перевозки товаров между Европой и Китаем. Если же идти через Россию, то в этом случае нужно будет пересечь границу лишь в нескольких местах - самой России, Белоруссии и Казахстане, - которые также работают над унификацией своих процедур, и это значительно упрощает транзит. Сейчас TRACECA делает все возможное со своей стороны для унификации процедур, так как Украина в случае сотрудничества со всеми партнерами, такими как ЕС, Россия и Кавказ, могла бы быть идеальным транзитером. Прохождение границ всегда является проблемой.

Однако отечественные порты теряют не только транзитные грузы. Некоторые товары, которые предназначены для Украины, перегружаются с судов в Клайпеде и Гданьске. Почему эта продукция уходит к зарубежным стивидорам?

Ответить на этот вопрос очень непросто. На мой взгляд, в Украине в скором времени появится четкая позиция относительно транзитной стратегии. Это непростая задача, которая требует стратегического планирования и немалых усилий, а также способность прогнозировать влияние различных сценариев. Украина обладает огромным потенциалом, который раскроется в полной мере в случае правильного использования и понимания влияния от его развития. Груз движется - если вы его не привлечете, то он уйдет в другом направлении.

Какие именно шаги необходимо сделать в этом направлении?

Прежде всего, Украина, как и любая другая страна, нуждается в дальнейшей разработке и внедрении прозрачных процедур, так как это является одним из главных факторов, влияющих на решение грузовладельцев. Они должны иметь четкое представление, какие документы требуются на границе, как выглядит процедура, и сколько это будет стоить. И все это влияет на надежность транзитного маршрута. Тем не менее, Украина выглядит не так уж плохо в этом отношении, но все же она нуждается в улучшениях,  чтобы достигать таких же результатов, как Западная Европа. Гораздо хуже обстоят дела в Средней Азии, что в свою очередь влияет на коридор TRASECA в целом.

Сегодня Украина находится в процессе реформирования портов и постепенно переходит от государственного управления к концессионной модели. Насколько, на Ваш взгляд, это повысит привлекательность нашей страны в глазах транзитеров?

Я думаю, что сама по себе концессия не является решением проблемы. Концессия - в значительной степени привлекательная модель управления портами и развития их инфраструктуры. Ведь обновление перевалочных мощностей за государственный счет слишком затратное, поэтому оптимальным вариантом является партнерство с частным капиталом. Однако этот процесс должен проходить очень четко и прозрачно. А его целью должно стать повышение эффективности портовых операций и ничто другое. Этот процесс требует четких регуляторных процедур и отсутствия коррупции. В целом же концессия - это очень хороший способ развития инфраструктуры, который используется в Западной Европе на протяжении нескольких десятилетий. Государство не владеет перевалочными мощностями, а лишь регулирует. И регуляторная деятельность основывается на контрактах и прозрачных правилах взаимодействия с бизнесом. И все это, повторюсь, должно происходить в рамках единой стратегии и четкой политики.

Какие шаги были сделаны другими странами для увеличения объемов транзита?

Проблема в том, что страны Европы не стремятся увеличивать объемы транзита. Да, он несет в себе определенную экономическую выгоду, но при этом сопровождается экологическими проблемами и последствиями. Но таким странам, как Украина, Грузия, Азербайджан, необходимо четко определиться, какой объем транзита им необходим, и какой объем они могут себе позволить. Инструментом будет цена, и необходимо вводить платные дороги, так как Украине потребуются деньги для поддержания трасс в надлежащем состоянии. В противном случае все новые дороги будут разрушены автомобилями с транзитными грузами. Кроме того, нужно понимать, где именно вы хотите повысить эти объемы - на автомобильных дорогах или же на железных? И на каких маршрутах? И это снова возвращает нас к вопросу о необходимости выработать четкую политику и стратегию в транспортной отрасли.

Презентацию TRACECA route attractiveness index можете почитать в разделе Аналитика ЦТС