Соглашение о совместном авиапространстве (САП) между Украиной и Евросоюзом юридически, возможно, уже действует. Такое мнение со ссылкой на положение подписанного протокола высказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ совладелец авиакомпании МАУ и председатель ее набсовета Арон Майберг.

Он напомнил, что переговоры о так называемом "открытом небе" велись сторонами с 2007 года и завершились подписанием протокола о парафировании соглашения в 2013 году. После этого все европейские страны кроме Испании и Великобритании подтвердили полномочия на подписание соглашения. Спор Лондона и Мадрида о статусе Гибралтара вызвал заминку в реализации САП, однако протокол возможно все-таки либерализует авиасообщение.

"В том же протоколе прописано, что с летнего периода 2015 года стороны могут снимать все ограничения по третьим и четвертым свободам. Этим фактически разрешается свободно, без ограничений летать европейским и украинским авиакомпаниям друг к другу. Таким образом, есть проблема Гибралтара, но, с другой стороны, есть пункт в протоколе, который, наверное, можно толковать так, что ограничения на полеты снимаются уже сейчас. Другими словами, этот вопрос находится в политико-правовой плоскости и его нужно решать на уровне министерства иностранных дел и правительства, но никак не Госавиаслужбы", - отметил Майберг.

Читайте также Пивоварский объяснил, что дает Украине "открытое небо" с США

"Если есть задача открыть небо реально, а не номинально, нужно понимать, вступил ли в юридическую силу подписанный протокол. Если да, то мы уже сейчас можем настаивать в переговорах о том, что между странами ЕС и Украиной не должно быть никаких ограничений. Может быть, то, чего мы пытаемся достигнуть, частично уже достигнуто? Но для этого нужно получить юридическое заключение", - добавил совладелец МАУ.

Он также отметил, что в тексте соглашения о едином авиапространстве указано, что этот документ "никак не влияет на позицию спорящих сторон - Великобритании и Испании".

Договор о едином авиапространстве либерализует украинский рынок перевозок и позволит европейским компаниям беспрепятственно работать в Украине, а украинским - в Европе. В том числе зайти в Украину смогут и европейские лоукосты. Сейчас для выхода на новую воздушную линию перевозчики должны обращаться к авиационным властям за разрешением.

В июне министр инфраструктуры Андрей Пивоварский выразил уверенность, что Украина подпишет договор о Едином авиапространстве с ЕС до конца 2015 года. В тексте итоговой декларации Рижского саммита "Восточного партнерства" также упоминаются такие сроки.