РЖД не сможет дать грузоотправителям новые скидки на перевозки угля, стройматериалов и руд на дальние расстояния. На прошлой неделе Совет потребителей по деятельности РЖД дал отрицательное заключение на предложение расширить тарифный коридор для перевозок грузов первого тарифного класса (наиболее дешевые и массовые грузы). Об этом пишет Коммерсантъ.

По данным эксперта комитета по тарифному регулированию совета Фарида Хусаинова, 80% грузов первого класса на плечах от 3 тыс. км - это уголь. Но доля угля в общей погрузке составляет 26,6%, а в доходах монополии - только 16,1%.

"Грузы первого класса приносят в среднем вдвое меньше доходов, чем средняя тонна грузов, и почти в 3,5 раза меньше, чем тонна грузов второго и третьего тарифных классов", - говорит Хусаинов. Более того, низкая рентабельность перевозки угля на дальние расстояния исходно заложена в прейскурант 10-01 (основная тарифная сетка ОАО РЖД), и около трети угля перевозят заведомо ниже себестоимости.

Читайте также На 20% инфраструктуры РЖД приходится 80% грузооборота

Как замечает источник в угольной отрасли, грузы первого класса перевозятся по низким тарифам во всем мире, поскольку маршрутные отправки сырьевых грузов являются технологической основой железнодорожной сети, и до тех пор пока выручка от их перевозки покрывает хотя бы переменные издержки, их перевозка оправданна.

В РЖД добавляют, что на перевозки угля действует целый ряд различных понижающих коэффициентов, например, около 0,9 на экспорт энергетических сортов. При расстоянии перевозки, превышающем 3300 и 3500 км, применяются коэффициенты 0,32 и 0,333, которые дополнительно снижают уровень тарифа на 2-48% в зависимости от дальности. В результате средний уровень тарифа на перевозки, например, энергетического угля почти вдвое дешевле базового тарифа грузов первого тарифного класса и на 75% ниже цен второго (расчетный уровень безубыточности).