Представьте, в Киеве пробки в 10 баллов, Южный мост "стоит", и на машине добраться с правого берега вовремя до аэропорта Борисполь вы вряд ли успеете. Вы берете багаж и едете на Центральный железнодорожный вокзал, покупаете за 120 грн билет на поезд и через 35 минут оказываетесь в аэропорту. Или вы житель одного из регионов Украины, и едете в столицу на поезде, чтобы потом улететь на отдых из Борисполя - всего лишь получасовая поездка до аэропорта после ночи в поезде значительно облегчила бы путешествие.  

За окном декабрь 2018 года. Звучит неплохо, но есть нюансы.

Премьер-министр Владимир Гройсман вчера, 16 февраля, написал у себя в Twitter: "Правительство поддержало строительство линии скоростного железнодорожного сообщения с аэропортом Борисполь. Есть реальное техническое решение, которое можем реализовать уже до конца года".

Подробности проекта

Начать строительство должны не позднее 1 июня, завершить - в декабре 2018 года. "Сроки сжатые, но реальные...", - написал глава УЗ Евгений Кравцов в Facebook. Добраться до аэропорта с Центрального ж/д вокзала или в обратном направлении можно будет за 35 минут.

Анонсируемая стоимость билета - 80-120 грн. На реализацию проекта "Укрзализныця" потратит 800 млн грн собственных средств. Ожидается, что проект окупится за 10,5 лет. "Согласно предварительному проекту строительства, маршрут будет проложен от вокзала станции Киев-Пассажирский через станции Выдубичи и Дарница к терминалу D аэропорта Борисполь. Для реализации проекта нужно достроить к существующей ж/д инфраструктуре путепровод, 4 км пути и платформу возле терминала", - отмечают в УЗ.

Подвижной состав, который планируется использовать - это 13 поездов Pesa. В УЗ говорят, что за шесть месяцев они будут подготовлены к эксплуатации. Это все Pesa, которые сейчас есть у УЗ. Из них эксплуатируются 9 единиц, т.е. 4 подлежат восстановлению.

Планируется, что с запуском поездов, пассажиропоток на новой ж/д линии составит более 2,67 млн человек или 35% общего пассажиропотока на направлении, что принесет отрасли более 300 млн грн поступлений в год.

01 - cts_pesa

(Кликните для просмотра в полном размере) 

Подводные камни

Транспортный эксперт Александр Кава отмечает, что объем средств и сроки реализации проекта реальные, только он бессмысленный, потому что не будет пассажиропотока. "Сейчас какой-либо проблемы для сообщения с аэропортом Борисполь нет. Этот поезд будет давать временное преимущество лишь для незначительного количества пассажиров. Например, для жителей левого берега этот поезд будет неудобен, кроме людей, которые живут в пешей доступности от станции Дарница. Для многих жителей правого берега добраться до Центрального ж/д вокзала будет дольше, чем доехать до самого аэропорта", - отмечает он.

Кроме того, на существующей линии Киев-Дарница-Борисполь-Полтава высокая интенсивность, а значит, интервалы экспресс-поездов будут большими, что создаст дополнительное неудобство для пассажиров, считает эксперт.

Заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань акцентирует внимание на еще одном моменте - на том, что в ходе реализации проекта могут возникнуть сложности с отводом земли. "Земля оформлена на ГП "Воздушный экспресс", а не на УЗ", - говорит он.

Вместе с тем, в успех проекта он верит, хоть, и с некоторыми оговорками: "Я уверен, что железнодорожную инфраструктуру построят. Вопрос - сделают ли подвижной состав. 800 млн грн - это только пути и рельсовые автобусы".

dwjrskyxkaah05t  

Мировой опыт

В Борисполе отмечают, что пока что задачу сообщения аэропорта с городом выполняет автотранспорт. "Однако, мы четко понимаем, что, когда пассажирооборот в Борисполе достигнет 12-15 млн, проблема рельсового сообщения станет очень остро. И готовиться к этому нужно уже сегодня, так как, согласно нашим прогнозам, за пару лет мы выйдем на данный пассажиропоток. Нужна будет альтернатива Sky Bus и личному автотранспорту, поскольку пропускная способность автодорог имеет ограниченный ресурс. То есть, нас ждут жуткие пробки", - комментирует глава аэропорта Борисполь Павел Рябикин.

Александр Кава также говорит о том, что подобные проекты реализуют, если в аэропорту пассажиропоток более 15 млн человек. Например, в аэропорту Торонто железнодорожную ветку построили, когда пассажиропоток превысил 37 млн человек. И то, отмечает он, у них были большие проблемы и они вынуждены были в два раза снизить стоимость, чтобы получить заполняемость. "Варшава в свое время сделала такой экспресс за счет денег ЕС, но ним пользуется только 1,5% пассажиров аэропорта, а у нас сразу рассчитывают на половину пассажиров. Если говорить о нашем северо-восточном соседе, на которого часто оглядываются в подобных проектах, у них аэроэкспресс хорошо сработал только в Москве. В Казани, Владивостоке и Сочи они не пользуются никаким спросом", - резюмирует он.

Уже строили

Соединить Киев с аэропортом Борисполь пытаются с 2013 года. Тогда был задуман проект "Воздушный экспресс", на который выделили 370 млн долл. китайского кредита. За пять лет проект видоизменялся не один раз. Первоначально план предусматривал запуск скоростной электрички. Однако выяснилось, что она будет вызывать помехи в работе аэронавигационного оборудования аэропорта. Позже рассматривался вариант подземного тоннеля, но он существенно дороже первоначального замысла. 

В декабре 2017 года заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань сообщил, что проект, скорее всего, будет закрыт.

В комментарии ЦТС Виктор Довгань сообщил, что на сегодняшний день принято окончательное решение. "Напомню, общая сумма предоставленного Китаем кредита на "Воздушный экспресс" составляет 372 млн долларов. Их и 4,5% ставки кредита теперь будут возвращать Китаю. По кредиту мы официально проинформировали китайцев об остановке проекта. Потери бюджета – 50 млн долларов, из которых 20 млн долларов украдено предыдущим руководством ГП "Воздушный экспресс", - отметил Довгань.

А о вчерашнем решении построить ж/д ветку в Борисполь и пустить по ней рельсобусы говорит: "Это крутая новость! Очень важно иметь железнодорожное сообщение между столицей и главным аэропортом страны".

Читайте также Евгений Дыхне: Мультимодальный потенциал "Борисполя" - зона скрытых возможностей