Концессия в транспортной отрасли сейчас на слуху - в октябре Верховная Рада приняла долгожданный закон "О концессии", уже объявлены концессионные конкурсы для порта Ольвия и госстивидора морского порта Херсон. В МИУ заявляют, что следующими станут концессионные конкурсы в портах Одесса, Мариуполь и Бердянск. Но, пока на практике не реализован ни один такой проект, для Украины подобный вид государственно-частного партнерства в портовой отрасли остается в новинку.

Тем временем, в соседней Болгарии компания BMF Port Burgas как концессионер развивает одноименный порт с 2012 года. По словам руководителя компании-концессионера, им удалось провести самые масштабные преобразования за всю 100-летнюю историю порта.

О том, что именно сделано, сколько денег было вложено, каковы планы развития, о сотрудничестве с государственными и местными властями, и инвестициях в персонал ЦТС поговорил с Борисом Балевым, гендиректором BMF Port Burgas.


Расскажите об инвестициях, вложенных в порт Бургас с 2012 года. Сколько было инвестировано непосредственно в развитие терминалов?
 Пошло ли что-то на погашение долгов?

Все наши инвестиции связаны с развитием портовых терминалов. Каждый из проектов BMF обеспечивает возврат инвестиций, и наша команда всегда просчитывает это наперед. Когда мы гарантируем цифрами, что проект будет самоокупаемым, мы получаем одобрение финансирования со стороны банков.

С началом концессии компания приступила к реализации амбициозной инвестиционной программы, основной целью которой была и есть модернизация инфраструктуры и оборудования двух терминалов. За первые 7 лет концессии инвестиции, вложенные BMF Port Burgas в портовые терминалы East 2 и West, превысили 126 млн евро.

Инвестиции, вложенные BMF Port Burgas в портовые терминалы East 2 и West, превысили 126 млн евро.

Отличным показателем влияния концессии на порт стала общая реконструкция и восстановление портовой инфраструктуры, модернизация оборудования, механизация и улучшение организации работы, более эффективная обработка судов, установление долгосрочных деловых отношений и увеличение грузооборота.

Сегодня наш порт способен обрабатывать суда класса Panamax. Услуги на обоих терминалах позволяют нам обрабатывать грузы любого типа: навалочные, зерновые, генеральные, наливные, Ro-Ro и контейнеры. Значительные средства были вложены в строительство новых специализированных погрузочно-разгрузочных и складских комплексов, таких как: силосный комплекс; комплекс по производству медного концентрата; сернокислотный комплекс; LPG Terminal; 3 новых причала.

Борис Балев

Какие основные обязательства концессионера перед правительством?

Основными обязательствами концессионера по отношению к властям в Болгарии являются управление и развитие портовых сервисов, поддержание портовой инфраструктуры и выплата государству концессионных платежей.

Как с 2012 года изменились портовые сборы?

Портовые сборы с 2012 года выросли существенно. Но не стоит рассматривать их как абсолютное значение. На самом деле, они способствуют росту пропускной способности порта, которая сейчас намного превышает увеличение портовых сборов. В порту теперь имеется новое погрузочно-разгрузочное оборудование - мобильные краны для обработки различных типов грузов, ричстакеры (вид контейнерного погрузчика. - ЦТС), фронтальные погрузчики, терминальные тракторы, вилочные погрузчики и т.д. Четыре 100-тонных мобильных крана были приобретены для погрузки контейнеров и еще два - для генеральных грузов. Наш завод по производству медного концентрата работает с мая 2017 года и оснащен специально разработанным для него краном Sennebogen. Его обхват составляет 42 метра, и он является самым первым, выпущенным специально для нужд BMF.

Как менялись объемы и номенклатура грузов?

BMF Port Bourgas EAD сегодня - крупнейший частный портовый оператор в Болгарии. За 7 лет объем грузооборот в порту Бургас увеличился более чем в 3 раза. В 2018 году заявленный грузооборот составил около 6 млн тонн. Как я уже упомянул, техника, которой мы располагаем на двух терминалах, позволяет нам обрабатывать практически любые грузы. Мы стремимся и обрабатывать новые грузы, и улучшать обработку контейнеров, которые для нашего порта не являются новым видом груза. В 2012 году объем перевалки нашего контейнерного терминала составил 46009 TEU, а к 2018 году достиг 78406 TEU.

За 7 лет грузооборот в порту Бургас увеличился более чем в 3 раза. 

В 2017 мы завершили реконструкцию буферного хранилища жидкого топлива емкостью 5 тыс. кв. м. Цель реконструкции состояла в том, чтобы повысить его эксплуатационные характеристики и обеспечить рециркуляцию дизельного топлива между баками.

В рамках расширения существующего склада Buffer на портовом терминале East 2 был построен LPG-терминал. Благодаря нему мы являемся единственным морским портовым оператором в Болгарии, специализирующимся на перегрузке газа (пропан-бутан). Мы предлагаем высокий темп обработки танкеров - вплоть до 2000 тонн в сутки.

Новый для порта Бургас груз был также привлечен благодаря специализированному терминалу для обработки и хранения серной кислоты. Он обеспечивает полностью автоматизированную прямую разгрузку из железнодорожных цистерн в резервуары-хранилища и отправку на судно. Общая единовременная емкость склада составляет 50 тыс. тонн серной кислоты, а годовой объем перевалки - около 1 млн тонн.

Как вы можете охарактеризовать ваши отношения, как концессионера, с государством? Могут ли они называться партнерскими?

В нашем случае отношения между государством и концессионером можно назвать партнерством. Ведь концессионер привлекает в инфраструктуру инвестиции, происходит постоянный поиск новых инвестиций для реализации проектов, появляются новые рабочие места. Мы, в свою очередь, полностью полагаемся на государственные органы и их своевременное одобрение в отношении наших новых проектов.

Как вы относитесь к идее участия местных властей в судьбе портов и реализуется ли эта идея в Бургасе?

BMF Port Bourgas работает с местными властями на постоянной основе, обеспечивая устойчивость развития порта и оказывая влияние на увеличение трафика грузов. Местные власти не участвуют в управлении портами напрямую, но для того, чтобы оправдывать ожидания наших клиентов, нам приходится полагаться в том числе на положительное отношение к нашей работе местных властей.

У нас работает более 900 человек. Эта цифра превышает концессионное обязательство, предусматривающее около 500 рабочих мест на двух портовых терминалах.

Расскажите о перспективах развития порта на ближайшие 5-10 лет.

В контексте модернизации портовых терминалов первостепенное значение для BMF Port Burgas имеет разнонаправленное развитие портовой деятельности. Одной из наших целей является преобразование порта в один из ведущих портовых комплексов в Черноморском регионе и превращение BMF Port Burgas в важного партнера для грузоотправителей на региональном и глобальном уровнях. Добиться этого мы планируем посредством полной реконструкции и модернизации портовой инфраструктуры и оборудования, а также путем повышения квалификации персонала.

Наша цель - привлекать специалистов, которые обеспечивают нам преимущество в бизнесе. Наше обязательство в отношении них - обеспечить им стабильную и конкурентоспособную зарплату, а также современную рабочую среду. BMF Port Bourgas - один из крупнейших работодателей в регионе, у нас работает более 900 человек. Эта цифра значительно превышает наше концессионное обязательство, заключавшееся в поддержке около 500 рабочих мест на двух портовых терминалах. Мы имеем четкие приоритеты в вопросе повышения безопасности на рабочем месте. Высококвалифицированный и образованный персонал - необходимое условие для создания безопасной и здоровой рабочей среды. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы создать команду мотивированных и довольных сотрудников.

Как вы считаете, какой период концессии является оптимальным для порта?

Изначально BMF Port Burgas был избран концессионером терминалов East 2 и West на 35 лет. Однако то, что мы сделали, стало самыми масштабными изменениями в работе порта Бургас за всю его 100-летнюю историю. Благодаря всем тем примерам отличной деловой практики, которые я перечислил выше, мы добились увеличения концессионного периода с 35 до 46 лет. Исходя из нашего опыта, оптимальный срок концессии порта составляет 50 лет. Этот период нужен, чтобы концессионер смог вернуть вложенные инвестиции.

В Украине идея концессии в портах все еще вызывает определенный скепсис. С какими основными проблемами и рисками вы столкнулись во время концессионного процесса на терминалах порта Бургас?

Наша главная трудность заключалась в том, чтобы доказать, что в качестве частного оператора мы можем управлять государственными активами лучше. Как красноречивое доказательство этого можно привести повышение зарплат и квалификации персонала порта.

Насколько перспективны, на ваш взгляд, концессионные проекты украинских портов Ольвия и Херсон?

Частный сектор определенно может улучшить инфраструктуру морского порта страны. Если концессионный контракт хорошо проработан - будут достигнуты хорошие результаты. У нас есть клиенты, которые посещали порты Оливия и Херсон и активно работают с украинскими портами. Но BMF там еще не был, поэтому свою позицию по этому вопросу мы можем выразить лишь в общих чертах.

Читайте также 10 вопросов о законе "О концессии"