В конце лета этого года стало известно, что "ArcelorMittal Кривой Рог" подписал контракт по схеме финансового лизинга на поставку четырех локомотивов из Чехии. Сделка была реализована при поддержке OTP Leasing ("ОТП Лизинг"). Для компании финансирование покупки локомотивов - дело новое. На транспортном рынке она более известна лизингом вагонов, приобретение которых начала финансировать еще в 2011 году, после чего на 5 лет ушла с этого рынка. В 2017 году лизинг вагонов был возобновлен. В октябре текущего года гендиректор компании Андрей Павлушин сообщил, что в 2020 году OTP Leasing увеличит инвестиции в грузовые вагоны до 55 млн долларов.

В связи с этим ЦТС поговорил с Андреем Павлушиным о нынешнем состоянии рынка лизинга вагонов, перспективах финансирования приобретения локомотивов, а также сроках окупаемости подвижного состава.

photo_2019-11-04_13-03-55

Как давно компания на этом рынке? 

Мы начали финансировать вагоны еще в 2011 году. Тогда ставка на аренду была 36 долл. за вагон, и в тот год мы профинансировали покупку на 24 млн долл. 

Почему в 2012 году при высоких арендных ставках на полувагоны вы вложили всего 6 млн долл? 

Не было хороших сделок. 

Почему с 2012 по 2016 год компания уходила с рынка? И почему в 2017 году приняли решение снова вернуться?

Мы уговорили своих рисковиков в 2017 году вернуться на рынок и снова начали финансировать вагоны. В 2017 году мы дали 7 млн долл., в 2018 - 40 млн долл., в 2019 - 38 млн долл. Ставки начали расти, появилось много желающих на зерновозы. И мы рады, что вернулись на рынок.

Все вагоны, которые у нас есть - 3500 единиц, были сделаны в Украине.

Какие у вас ожидания на 2020 год? 

Очень оптимистичные. Мы считаем, что рынок и дальше будет развиваться. Прежде всего, за счет выхода старых вагонов, поскольку коэффициент изношенности очень высокий. По разным оценкам 80-95%. 

Кроме того, новое правительство заложило рост ВВП 40% в течении 5 лет, и мы надеемся, что в этих 40% есть и производство вагонов. Так как оно влечет за собой и производство металла, руду и т.д. Мы как ассоциация лизингодателей однозначно будем лоббировать производство новых вагонов, потому что из 350 млн долл. нашего портфеля - 80%, к сожалению, произведено не в Украине. Это и трактора, и машины, и грузовики. Но все вагоны, которые у нас есть - 3500 единиц, были сделаны в Украине. Думаю, что с развитием этого рынка доля вагонов в нашем портфеле тоже будет расти. 

Какая на сегодня доля вагонов в общем портфеле и есть ли у вас планы по ее увеличению? 

В этом году доля вагонов составила 20%. В следующем оставим такую же долю - 20%. Но после того, как стране улучшили рейтинг и стали проходить миротворческие процессы, мы видим позитивную динамику. В этом году мы должны были сделать 165 млн долл., из которых 40 млн долл. - вагоны. В итоге сделали 200 млн долл., из которых 40 млн долл. - вагоны.  

В следующем году планируем сделать 275 млн долл. При доле в 20% это будет около 55 млн долл. Получается рост порядка 30-35% в денежном выражении. 

Считаем, что в следующем году потребность в локомотивах возникнет не только у ArcelorMittal, но и у других компаний. 

Кто ваши основные клиенты? 

Мы разделяем всех основных клиентов на две части - производители, то есть компании, которые берут вагоны для себя или для своей бизнес-группы и операторы, когда клиент занимается только перевозкой. Доля производителей - 17%, операторов - 3% (в общем портфеле клиентов. - ЦТС). 

Мы работаем с такими компаниями как BGS/AB Avia Solutions Group (636 вагонов), ТАС (597 вагонов), ArcelorMittal (450 вагонов), Ивано-Франковскцемент (318 вагонов), "Лемтранс" (298 вагонов), "Метинвест" (92 вагона), "Металлургтранс" (334 вагона), SVTL (133 вагона) и др. 

Есть ли у вас планы по финансированию покупки локомотивов? 

Мы уверены, что рано или поздно дерегуляция рынка произойдет. В этом году мы подписали контракт на поставку четырех локомотивов из Чехии с компанией CZ Loko на 10 млн долл. для наших клиентов ArcelorMittal. Срок строительства этих локомотивов 16 месяцев, и, мы думаем, что в конце 2020 года мы отдадим их заказчику. 

Мы считаем, что в следующем году потребность в локомотивах возникнет не только у ArcelorMittal, но и у других компаний. Мы не думаем, что этот рынок будет такой большой в деньгах как вагонный для нашего портфеля, но думаем, что он тоже будет развиваться. 

При какой суточной ставке для вас выгодно вкладывать в вагоны? 

В мае этого года, когда ставки упали, мы немного испугались. Наши рисковики сделали стресс-тест, посмотрели всех наших клиентов и посчитали окупаемость. Мы считаем, что минимальная ставка, в зависимости от долгов клиента, должна быть на уровне 450-750 грн. Если ставка пойдет ниже 300 грн за сутки, опять начнутся события 2013 года, когда нам нужно было делать глубокую реструктуризацию. 

Какой срок окупаемости вагона и локомотива? 

Мы считаем, что финансировать вагон и локомотив нужно под срок 7 лет. При хорошем рынке за это время его можно окупить. 

Привлекаете ли вы дополнительные деньги? 

Мы работаем не только с ресурсом своего банка, но и привлекаем длинные деньги таких МФО, как, например, ЕБРР. 28 октября мы подписали сделку с IFC. Мы привлекли еще 50 млн долл. длинных денег для увеличения своего кредитного портфеля. 

Читайте также Все "за", но с оговорками: Бизнес и власть оценили новый законопроект о ж/д транспорте