Сейчас Министерство инфраструктуры воюет на передовой. Один из ключевых и наиболее резонансных конфликтов интересов разгорелся на Юго-Западной железной дороге, которая находится в сфере компетенции именно этого ведомства. МИУ поддержало исполняющего обязанности гендиректора УЗ Максима Бланка. Впрочем, сам Андрей Пивоварский пытается в этих разборках не фигурировать и позицию ведомства по данному поводу озвучивает один из его замов. В интервью порталу ЦТС Пивоварский утверждает, что у него нет конфликта с отстраненным начальником ЮЗЖД Алексеем Кривопишиным и использует вместо слова "конфликт" термин "стандартная проверка".

Читайте также Интервью с Александром Кавой: у нас в министерстве получился хороший shift

Осторожность – одна из заметных черт нового министра. Он этого и не скрывает, признаваясь, что принимает важные решения только после того, как сделает анализ на 360 градусов, обойдет всех и поспрашивает. Мы спросили, не мешает ли это динамике проведения реформ и решительности его настроя, и вот, какой ответ получили.

Почему Вы решили оставить частный бизнес и перешли на работу в госструктуру?

Было немного неожиданно, когда меня начали «хантить». Я не знал к чему это приведет, но после собеседования с Арсением Яценюком, Петром Порошенко и еще несколькими представителями Администрации Президента я принял решение. У меня перед государством есть должок - оно меня все-таки бесплатно обучило. Поэтому я принял решение покинуть частный сектор и пойти поработать на государство. Так что, когда пришло приглашение возглавить министерство, я без сомнений сказал «Да».  Правда, это было легким шоком для моих акционеров и, в первую очередь, для Игоря Еремеева.

Что он сказал Вам на прощание? Вы остались в хороших отношениях?

Мы остались в хороших отношениях, но только какое-то время он вообще ничего мне не говорил. Это было для него неожиданностью и шоком. Второго декабря я пошел в Верховную Раду, где проголосовали за мое назначение. Больше на работу в "Континиум" я не возвращался.

И что даже две недели не отработали?

Нет, никаких двух недель. Потом секретарь в "Континиуме" собрала мои вещи и водитель поехал их забрал. 

Сейчас Вы общаетесь с Игорем Еремеевым?

За последние три месяца мы общались два раза – один раз он как депутат приходил ко мне по рабочим вопросам, второй – виделись в Верховной Раде.

Где работается легче, в частном бизнесе или в госструктуре? Что вас поразило больше всего в первые месяцы работы в госструктуре?

Это несравнимые вещи. В бизнесе меньше бюрократии, меньше текучей работы, в госструктуре больше формальных процедур, которых нужно придерживаться. Плюс, ко всему в бизнесе, когда ставишь задачи с четкими дедлайнами, они чаще всего выполняются. В министерстве – могут не выполнить вовремя. Кроме того, когда скажут, что выполнено – иногда нужно проверить, так ли это. И это больше всего убивает. 

"Реформы уже идут три месяца. Вы думаете, почему МВФ выделил нам деньги?"

Вы все еще считаете, что это правительство сможет запустить реформы в стране?

Реформы уже идут три месяца. Вы думаете, почему МВФ выделил нам деньги? Нам ставили условия - запуск различных реформ и все это запущено, иначе нам бы не дали деньги.

Каких главных целей Вы хотите добиться за первый год работы на должности Министра инфраструктуры?

По железной дороге – необходимо завершить акционирование. Это только первый этап, который рассчитан на целый год. Мы уже отдали финансирование железнодорожных больниц на места, идет оценка активов, которая по графику должна завершиться в мае-июне, потом Фонд Госимущества должен подтвердить эту оценку. Создание акционерного общества запланировано на сентябрь. Надеюсь, до конца года завершим.

По портам – приватизация. Нам необходимо приватизировать стивидоров, как это сделано во всем мире. Если посмотреть на эффективность частных стивидоров, то они более эффективны, чем государственные. Более того, у частников заработные платы - выше, социальный пакет - лучше, загрузка – больше.

Небо – необходимо подписать договор об «Открытом небе». На прошлой неделе в Испании я встречался с госсекретарем по вопросам инфраструктуры, транспорта и жилья и госсекретарем по иностранным делам по данному вопросу. Надеюсь, что в ближайшее время встречусь с послом Великобритании и донесу позицию Испании по вопросу Гибралтара.

Мы заложники ситуации между Испанией и Великобританией. Сейчас я говорю об этом с полной уверенностью в голосе. Если утвердить Соглашение об Общем авиационном пространстве в таком виде, как оно есть, то получается, что Гибралтар – британский, что Испании не очень нравится. Мы предлагаем вынести вопрос Гибралтара за скобки. Мы туда не летаем, летают только некоторые британские авиакомпании. Испания согласна, теперь нужно поговорить с британцами.

Как на сегодняшний день обстоят дела с конкурсом по отбору кандидатов на должности руководителей УЗ, аэропорта Борисполь и Львов? Было ли заседание суда? Что говорят юристы? Можно ли будет перезапустить конкурс? Или отказаться от конкурса и назначить руководителей?

Днепропетровский суд постановил, что действие решения распространяется только на аэропорт Борисполь. И на это решение суда мы будем подавать апелляцию.

Вместе с тем, в конце февраля вступила в силу обновленная редакция Постановления Кабмина № 777  «О проведении конкурсного отбора руководителей субъектов хозяйствования государственного сектора экономики». Согласно документу мы должны заново перезапустить конкурсы. Мы уже создали квалификационную комиссию и работаем над разработкой квалификационных требований, необходимых для запуска конкурсов по Постановлению №777.

Существует ли линия конфликта Пивоварский-Кривопишин?

Нет

Пивоварский-Коломойский?

Нет. У меня ни с кем конфликтов нет.

Действительно ли на должность гендиректора "Борисполя" претендует человек из ЕБРР или близкий к ЕБРР?

Я не слышал. Может, среди кандидатов у кого-то был опыт работы, но я такого не помню…

Прокомментируйте конфликт, который произошел на Юго-Западной железной дороге в связи с отстранением Кривопишина?

Кабинет Министров отстранил Кривопишина на время проверки и это нормальная процедура. Такая проверка проводится повсеместно – Украинское Дунайское Пароходство, Укрпочта. Сегодня (16 марта) должен выйти на работу временно исполняющий обязанности – Тягульский. Я слышал, что из общежития пытаются выселить работницу, но она будет продолжать там жить и никто никого не увольняет. Если кто-то пытается из стандартной проверки создать конфликт, то тогда конфликт действительно будет.

"Если кто-то пытается из стандартной проверки создать конфликт, то тогда конфликт действительно будет".

Недавно Вы подписали очередное повышение тарифов на грузовые перевозки. Многие перевозчики жалуются, говорят, что станут неконкурентоспособными….

Сейчас идет публичное обсуждение, после которого будет принято финальное решение. Когда было первое повышение (на 30%), я собирал всех основных игроков рынка и обсуждал с ними этот вопрос. Сейчас тоже будем обсуждать.

К чему больше вы склоняетесь? Повышать или нет? 

Я склоняюсь к тому, что повышать необходимо. Вопрос в том, когда и на сколько – это решение примем вместе с перевозчиками.

Вы достаточно давно  поставили задачу УЗ найти возможность проиндексировать заработные платы. Однако, работники железной дороги говорят, что индексации до сих пор не было.

Я обсуждал этот вопрос с Максимом Бланком и в самое ближайшее время он должен сказать, когда он это сделает.

Сегодня многие активы в портах сдаются в аренду и это на фоне того, что ранее министерство говорило о том, что нужно выбирать такие форматы взаимоотношений бизнеса и государства, как концессия и приватизация. Интересует ваша оценка: этот курс на аренду в портах, это тактические шаги, или долгосрочная модель развития отрасли?

С момента моего назначения, я не подписал ни одного договора о сдаче имущества в портах в аренду. То, что сейчас сдается в аренду или переподписывается, или было одобрено до меня прошлым министром. Мой подход такой - необходима приватизация. Но, для того чтобы заняться приватизацией необходимо вывести порты  из списка объектов, которые не подлежат приватизации. Этот документ будет выноситься на следующую сессию Верховной Рады. Пока не исключили необходимо продлевать аренду. Единственное, нужно посмотреть, чтобы арендные платежи были не 1 грн за 10 тыс. м за год. Нужно получить справедливые условия для государства.

Вы обсуждали со Всемирным Банком идею создания дорожного фонда? Каким вы его видите? В этом месяце инвесторам должен быть предложен первый концессионный проект по строительству дорог? Какими будут условия этой концессии?

Я подымал эту идею. У Всемирного Банка есть опыт поддержки таких фондов. Но сейчас у нас идет дискуссия по поводу создания концессионных дорог. То есть, концессия как форма привлечения денег для развития дорожного хозяйства. Я был в Испании и у них есть большой опыт строительства концессионных дорог. В некоторых европейских странах концессия зарекомендовала себя очень хорошо.

"В самое ближайшее время мы подадим на Кабмин проект по дороге Львов-Краковец"

Когда будет представлен первый концессионный конкурс?

В самое ближайшее время мы подадим на Кабмин проект по дороге «Львов-Краковец».

Окружной административный суд Киева полностью удовлетворил иск МАУ авиакомпании и признал незаконным и недействующим приказ Мининфраструктуры №245 от 23 марта 2013 года "Об утверждении порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий", который являлся действительным до настоящего времени. Министерство будет подавать апелляцию?

Да, апелляция будет подана  до 20 марта.

Нужно ли, на Ваш взгляд, поддерживать флагманского перевозчика в Украине? 

Нужно, но не регуляторно, а рыночными методами.

А привлекать лоу-костов?

Лоу-косты придут, когда будут качественно рыночные условия. Не ломится ко мне сейчас никто с прошением зайти в Украину.  Я уже клич бросил на всех. Не идут из-за конфликта на востоке, из-за девальвации гривны. Потому, что то, что в Европе может быть лоу-костом и стоить 50 евро, для нас – уже не лоу-кост. С другой стороны говорят – создайте нам условия и придем. Так скажите что? Мы абсолютно открыты, но бежать впереди паровоза и говорить «давайте мы вам сделаем это и это» мы не можем. Пусть придут и скажут, а мы с точки зрения регуляторного органа и с точки зрения государства будем уже смотреть, что мы можем им дать. Но, очередь не стоит…

Вы обсуждали с ЕБРР или ЕИБ какие-либо новые проекты для транспортной отрасли? О каких конкретных проектах вы уже договорились?

В этом вопросе я взял бы паузу, чтобы доработать проекты. Сейчас только могу сказать, что с Мировым Банком мы обсуждаем проект на 800 млн долларов по строительству дороги Полтава-Харьков.

Многие эксперты говорят, что деньги Запад даст только под конкретные проекты. Кто их пишет и когда Вы их покажете?

В министерстве есть группа аналитиков плюс экспертное сообщество. Это привлеченные консалтинговые компании, большая четверка, специалисты из инвестиционных банков, которые работают на благотворительных началах.

И в завершение нашего разговора, Вы говорите правильные и интересные вещи, но не кажется ли Вам, что действовать нужно более быстро и решительно, не бояться где-то ошибиться?

Сейчас мне нужно запустить правильный вектор работы. Министры меняются – они не на всю жизнь. Но важно, чтобы этот вектор и дальше шел и чтобы человек, который придет, поддерживал динамику этого движения, потому что если динамика будет нарушена – мы вернемся к тому, с чего начинали. Основные вещи - то, что называется quick wins (быстрые достижения) – мы уже сделали. Это касается автоперевозок, портов. Сейчас работаем над долгоиграющими проектами.

Вы уверены, что задаете правильные векторы работы? Не боитесь критики?

Когда я принимаю решение, то делаю анализ на 360 градусов: обойду всех, поспрашиваю. Если бы я принимал решения наобум: проснулся утром и решил, что нам нужны электровозы такие-то…. Нет, я так не делаю. Я общаюсь с экспертами, потом принимаю решение и работаем.

Вектор выбран и мы с него не сходим. Гранаты летают, разные сферы влияния, пожелания… Важно определить вектор и идти по нему, не взирая ни на что. А критиковать будут в любом случае. Но мы же работаем, чтобы развивалось государство, а не чтобы нас благодарили.

Читайте также Интервью с отцом реформирования железных дорог Польши: идея конкуренции себя оправдывает