Долгожданная посадка, прохождение таможни, еще немного и Вы, наконец, сможете насладиться отдыхом. Но радостное настроение от путешествия резко портится одной деталью – Ваш багаж утерян или из Вашего чемодана украдена какая-то вещь. Последний факт туристы часто обнаруживают уже по прибытию в гостиницу. Увы, Вы – не единственный, кто оказался в подобной ситуации. В аэропортах кражи и пропажи багажа происходят постоянно. Каждые три минуты в мире происходит кража личного имущества из багажа пассажиров. В одних только Соединенных Штатах ежегодно случается порядка 2 млн потерь, взломов и повреждений багажа.

В Украине эти цифры гораздо меньше. На пресс-конференции, посвященной кражам из багажа, и.о. гендиректора аэропорта Борисполь Евгений Дыхне заявил, что в 2015 году было зафиксировано 85 случаев краж, а за неполные шесть месяцев текущего года – 27 случаев. При этом особой популярностью у злоумышленников пользуются рейсы на курорты и чартерные рейсы, когда пассажир улетает на длительное время, и не сможет оперативно обратиться с жалобой.

Названные цифры – достаточно условны, утверждает руководитель главного аэропорта страны. "Статистика не дает реальной картины, поскольку пассажиры в большинстве случаев не заявляют о краже", – говорит Евгений Дыхне. Действительно, такая проблема есть, но корень вопроса в другом: почему происходят кражи и что сделать для их недопущения? Администрация аэропорта Борисполь считает, что виной тому человеческий фактор. По словам менеджмента воздушной гавани, сейчас ведется работа по исправлению ситуации. Мы составили перечень методов, с помощью которых в аэропорту борются с этим явлением.

Техническое оснащение

Одним из главных средств борьбы с кражами в аэропорту Борисполь видят установку систем видеонаблюдения в местах, где происходит обработка багажа. На данный момент весь путь следования чемодана на линии обработки багажа снимается на видеокамеры. "Технологически мы защитили багаж от несанкционированного доступа. Система защищена и обеспечена видеонаблюдением. Линия обработки багажа составляет около 10 км, тысячи датчиков обеспечивают сортировку багажа. 60 камер видеонаблюдения на ленте обеспечивают полный контроль за процессом сортировки", – отметил Евгений Дыхне. Кроме того, в багажном отделении имеется пять уровней контроля безопасности, которые, среди прочего, включают в себя компьютерные томографы.

Исключение человеческого фактора

Человеческий фактор играет большую роль при погрузке багажа на тележки и выгрузке с тележек на борт самолета. По словам Евгения Дыхне, "эту работу выполняют люди, поэтому именно здесь фиксируются случаи несанкционированного доступа к багажу. В местах погрузки/выгрузки постоянно находятся люди, которые следят за процессом, но даже несмотря на это, кражи происходят".

Установка техники привела к уменьшению роли человека в обработке багажа. В багажном отделении работники имеют ограниченный доступ к багажу. Идя по багажной ленте, чемодан автоматически вычисляется с помощью датчиков и попадает в нужный отсек или контейнер для грузов. При этом багажная лента находится над людьми, работающими здесь. Доступ на ленту закрыт и возможен для ограниченного количества персонала и только в случае поломок или других технических нужд.

7

Проверка персонала

Персонал, который работает с багажом, проверяется полицией на причастность в прошлом к кражам багажа. "При согласовании пропусков для будущих работников багажного отделения проводим дополнительную проверку. Если человек уже работал в аэропорту и был уволен из-за кражи, второго шанса ему не даем. Мы информируем администрацию, и такие люди в аэропорт не попадают", – отметил Владимир Сорока, врио начальника отделения полиции в аэропорту Борисполь. Также полиция проводит рейды по прилегающей территории для определения недобросовестных грузчиков. Сколько именно человек было задержано за подобные нарушения, не сообщается, однако Евгений Дыхне заверил, что все случаи хищений были расследованы, а все причастные к ним уволены.

Менеджер по безопасности

Для борьбы с кражами администрация аэропорта Борисполь ввела новую должность – менеджер по безопасности. Новый служащий будет расследовать подобные случаи в аэропорту и будет проводить работу по их недопущению всеми доступными способами. Должность требует определенных навыков в расследовании криминальных дел, поэтому на этот пост была назначена Марина Фастовец, ранее работавшая в следственном отделе МВД Украины. Также новый служащий будет отвечать за коммуникацию с пассажирами в случае кражи вещей из их багажа. "Мы ввели должность менеджера по безопасности, чтобы пассажир мог непосредственно обратиться к человеку, который будет вести его дело и готовить документы для передачи в отделение полиции с дальнейшим открытием криминальных производств", – заявил Евгений Дыхне.

Контактное объявление

Новинкой в решении вопроса краж стало введение в аэропорту специальных объявлений. Их начали расклеивать на стойках регистрации в среду, 15 июня. В объявлении приводятся всевозможные контакты (телефон, Skype, Viber и электронная почта), по которым пассажир может обратиться в случае кражи. Руководство аэропорта советует пассажирам сфотографировать это объявление перед регистрацией, чтобы контакты были всегда под рукой. "Мы рекомендуем пассажирам сфотографировать это объявление или отсканировать QR-код, который находится на нем. Это позволит взять его с собой в дорогу", – сообщил директор воздушной гавани. Контакты, указанные в объявлении, касаются исключительно кражи багажа. Ранее этот вопрос обсуждался вместе со случаями утери.

5

Письменное заявление

Одной из распространенных ошибок пассажиров является несвоевременное обращение или отказ от обращения в администрацию аэропорта. Однако затягивание со временем только вредит поиску. Чтобы посодействовать возврату украденных вещей, пассажир должен как можно быстрее написать заявление. "Нам не хватает своевременного обращения пассажиров. Эффективность расследования напрямую зависит от того, насколько быстро пассажир смог обратиться в администрацию аэропорта", – акцентировал Евгений Дыхне.

В заявлении нужно указать ФИО, другие анкетные данные для обратной связи, время и место последнего контакта пассажира с чемоданом, номер рейса (по возможности, предоставить фото чемодана). 

Как сообщила менеджер по безопасности Марина Фастовец, документ составляется в произвольной форме, но с указанием ряда необходимых данных. Это ФИО и другие анкетные данные для обратной связи. Также необходимо указать время и место последнего контакта пассажира с чемоданом, номер рейса. По возможности можно предоставить фото чемодана. Подача заявление – необходимый шаг. "Без заявителя мы не можем открыть дело", – подытожил глава отделения полиции в аэропорту Борисполь Владимир Сорока.

Рекомендации пассажирам

Помимо предпринятых мер, администрация аэропорта дает пассажирам несколько советов. Во-первых, нужно покупать хорошие чемоданы, оснащенные средствами защиты (замки, пломбы). Во-вторых, туристу не стоит экономить, и желательно обернуть свой багаж защитной пленкой. И, в-третьих, особо ценные вещи не нужно перевозить в багаже.

Контейнер для багажа

Контейнеры для багажа

Также пассажир, покупая билет на авиарейс, может поинтересоваться у авиакомпании, установлены ли на самолете контейнеры для перевозки багажа или нет. Часть авиакомпаний, летающих из аэропорта Борисполь, оснастила свой флот багажными контейнерами, которые загружаются в багажном отделении, где они закрываются, пломбируются и грузятся в самолет. В этом случае присутствие человека сведено к  минимуму. "Это один из самых действенных методов защиты багажа пассажиров", – считает Николай Хливной, и.о. заместителя гендиректора аэропорта по авиабезопасности. Однако не все модели самолетов оснащены контейнерами, а для дальнейшего внедрения этой технологии нужны значительные инвестиции.

P.S. О результатах

В конце пресс-конференции глава аэропорта Борисполь пригласил всех на встречу через три месяца. Руководитель предприятия уверен, что тогда ему будет, о чем отчитаться. "Сейчас наша инициатива заключается в выявлении реального количества краж. Мы уверены, что наши действия приведут к ухудшению статистики. Но мы этого не боимся. Наша задача – эффективно реагировать на кражи. Я уверен, что, в конечном счете, мы получим отсутствие краж", – заявил руководитель аэропорта Борисполь.

Читайте также Как сделать украинские аэропорты удобными для туристов