С 1 января 2013 года стартует эксперимент длительностью в десять лет по созданию украинским судостроительным предприятиям условий для увеличения объема производства продукции. Закон "О проведении экономического эксперимента в сфере государственной поддержки судостроительной промышленности" парламент принял в сентябре, вскоре его подписал и Президент Украины.

Государство обещает предоставлять гарантии по иностранным кредитам, льготы по уплате налогов, освободить от  таможенной пошлины ввоз товаров, которые используются для строительства плавучих средств и не имеют аналогов у отечественных производителей, частично компенсировать ставки по кредитам коммерческих банков и т.д. Означает ли поддержка со стороны государства, что украинские корабелы возобновят полномасштабное производство? От кого ждать в этом случае заказов, и на какие корабли?

Комплекс неполноценности Украинские судостроители долго нарекали, что получают заказы из-за рубежа только лишь на постройку корпусов. Мол, судовое оборудование, большая часть которого в Украине не производится, нужно импортировать и платить налоги, а потом уж экспортировать вместе с кораблем, а это слишком дорого. Часть оборудования смогли устанавливать благодаря лазейке в законодательстве: его стали завозить как временно попадающее на таможенную территорию Украины.

При этом руководители некоторых заводов неоднократно заявляли, что вот-вот – и зарубежные заказчики будут заказывать у них и полнокомплектные суда. Выражалась надежда и на государственную помощь. Но начало полнокомплектному строительству корабелы положили еще до вступления в силу "экономического эксперимента".

Еще в августе прошлого года Черноморский судостроительный завод (г. Николаев) построил большой морозильный траулер-рыбозавод "Генерал Трошев" для российской компании "Преображенская база тралового флота" (ПБТФ). "Это первый заказ, который был выполнен на вашем заводе от начала до конца", – говорил на церемонии передачи судна заказчику Генеральный Консул РФ Юрий Антонов. И называл это восстановлением кооперации и экономического сотрудничества между странами.

В октябре этого года о спуске на воду "первого в истории независимой Украины серийного полнокомплектного танкера-продуктовоза" под названием "Либерти" заявил Херсонский судостроительный завод. Танкер проекта RST27 может транспортировать сырую нефть и нефтепродукты как по реке, так и по морю. Заказ на серию таких танкеров группа компаний SVL (зарегистрирована на Мальте, но "корни" российские) разместила еще в 2011 году. Пока это три судна, но на заводе надеются, что это число увеличится до пяти. Собственно, именно RST27 являются главными активами в портфеле заказов предприятия до конца 2013 года. Кроме того, в ремонте находятся 13 судов.

Как отмечали эксперты, спрос на танкерный флот класса "река-море" повысился с начала года из-за остановки украинских нефтеперерабатывающих заводов и роста объема импорта нефтепродуктов. При этом российские судостроительные заводы оказались загруженными, а стоимость у ХСЗ – ниже. Но отметим также, что те уже получили крупный заказ на RST27 – серию из 15 танкеров строит "Красное Сормово" (Нижний Новгород).

Можно сказать, что ХСЗ здесь повезло: в последние годы как раз танкеры и оказались наименее востребованными, поскольку перед экономическим кризисом их строилось много, потом же спрос на нефтепродукты в мире упал.

В интервью ЦТС руководитель бизнес-направления Smart Maritime Group "Смарт-Холдинга" Александр Юрков отмечал, что для выполнения ХСЗ крупного заказа на постройку судов RST-27 не хватает работников. И допустил возможность частично разместить заказ на николаевском заводе "Океан", который холдинг взял в операционное антикризисное управление.

Несмотря на очевидные успехи, говорить о возрождении полноценной постройки кораблей в Украине пока еще рано, для этого нужны не единичные заказы, а появление системного характера. Но перспективы в этом отношении у крупных судостроительных заводов есть.

В ожидании прилива О планах строить полнокомплектные суда ранее заявляло руководство керченского  "Залива". Предприятие имеет стабильный портфель заказов, постоянных клиентов. Но оно во многом зависит от заводов норвежских: заказы для них "Залив" выполняет годами, активно сотрудничает с компаниями Ulstein Hull As, Argali Holdings Ltd и Bergen. В действительности такую трудоемкую работу, как изготовление корпуса судна или его части норвежские верфи постоянно отдают  субподрядчикам, а сами занимаются достройкой. Как правило, корпуса (а также отдельные блоки и секции) заказываются в восточноевропейских странах с дешевой рабочей силой. Помимо Украины, сегодня их строят в Польше, Прибалтике, России, Румынии, Болгарии, а с недавнего времени и в Турции. Правда, в Восточной Европе строят дольше, чем в самой Норвегии, так что часть их изготовляется и в ней, а также в Швеции на так называемых фабриках корпусов (hull factories). Так что рассчитывать на то, что Норвегия будет заказывать в Украине полноценные корабли, стоит вряд ли.

Определенные надежды есть на другие европейские страны. Тем более, что украинские судостроительные заводы уже поставляли продукцию Германии, Великобритании, Испании, Греции и т.д.

Как утверждают участники рынка, в первую очередь туда можно попасть, предложив работу, которую там самостоятельно сделать не могут. Но с началом экономического кризиса европейские судовладельцы стали искать возможности заказать суда по более низким ценам. Кому-то пришлось вместо высокотехнологичных дорогих судов, которые покупались ранее, брать уже что-то проще, но дешевле. Многие заказы уходили из Западной Европы в Восточную. Украинские судостроительные заводы все еще привлекательны с этой точки зрения.

Хотя, как отмечал недавно бывший руководитель судостроительного завода "Океан" Николай Романчук, "Производство в Украине загружено на 40 %. Между тем европейцы активно ищут свободные мощности для размещения заказов в Восточной Европе, но в Украину они заходить боятся".

В прошлом году вице-президент Ассоциации судостроителей Украины "Укрсудпром" Виктор Лисицкий отмечал перспективным привлечение заказчиков с Ближнего Востока. Но заказов пока нет.

Наиболее перспективным заказчиком для украинских судостроительных заводов пока является Россия. В особенности для ХСЗ и ЧСЗ, которые входят в Smart Маritime Group – подразделение "Смарт-холдинга". Именно потому, что у них уже есть заказчики на такую продукцию. К тому же, по мере увеличения количества заказов производство будет становиться дешевле на 10-20 % в сравнении с себестоимостью первой единицы.

"Серийное строительство помимо значительного удешевления дает еще ряд преимуществ за счет унификации. К примеру, в уровне подготовки специалистов. Ведь неважно, какой компании судно будет принадлежать, важен тип судна и механизмов, которые на нем установлены. Унификация позволит наладить обучение кадров и обеспечить стабильность в работе этих компаний", – говорил в интервью российской прессе председатель совета директоров ОАО "Преображенская база тралового флота" Сергей Саксин.

Сейчас можно заметить желание судостроительных заводов в дальнейшем продолжить работу над теми типами кораблей, которые они уже строят, занять определенные ниши.

После завершения строительства траулера "Генерал Трошев" директор ЧСЗ Валерий Калашников называл это направление  перспективным. Вероятно, в надежде на то, что ПБТФ, которому необходимо 6 крупнотоннажных судов, заказы разместит на ЧСЗ. Шансы есть: флагман ПБТФ "Бухта Преображения" десяток лет назад построили тоже николаевские корабелы, и его успешная работа на промысле повлияла на выбор.

Активно строит завод и универсальные суда – есть заказ на серию таких судов от голландской компании Damen Shipyards Bergum.

На заводе "Залив" (основной акционер – ФПГ "Финансы и Кредит") говорят о ведении "диверсификационной политики". Предприятие специализируется на строительстве судов для нефтегазового сектора, но  всегда выражает готовность осваивать новые направления деятельности и расширять ассортимент. Как цитируют СМИ директора по маркетингу Юрия Довгого, строительство танкеров типа "река – море" "можно считать интересным и перспективным направлением" для завода, и соответствующие переговоры ведутся.

В первую очередь перспективы украинского судостроения зависят от конъюнктуры рынка. Конечно, если государство станет оказывать помощь на деле, а не только декларативно, это удешевит производство, и потенциальных заказчиков станет больше. Но есть много факторов, которые влияют на себестоимость продукции помимо этого. Да и рассчитывать на государство корабелы не привыкли. Даже если получают помощь, то относятся к ней настороженно, поскольку она может оказаться недолговечной.

Собственно, и грядущий "эксперимент" может закончиться раньше срока: Кабинет министров будет осуществлять мониторинг и контроль за его проведением, обобщать его результаты и выносить на рассмотрение парламента предложения о целесообразности его проведения.

В середине 2000-х годов, когда действовали законы "О мероприятиях по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине" и "О Специальной экономической зоне "Николаев", на мировом рынке судостроения был огромный спрос на новые суда. Поэтому госпомощь способствовала загрузке украинских мощностей. А ныне трудности испытывают даже лидеры рынка.

Читайте также материал ЦТС Судостроение: параметры эксперимента