Можно ли считать Украину маленькой страной? По площади, Украина – крупнейшая страна Европы. Украина занимает топовые позиции в мировом рейтинге экспортеров агропродукции (зерно, подсолнечное масло, кукуруза), 8-е место по производству металлургической продукции, большая часть которой идет на экспорт. Украина богата природными ресурсами и человеческим капиталом. Но почему тогда, если Украина такая крупная страна, в ней не реализуются масштабные проекты, призванные ускорить ее экономический рост, как это делают многие развитые и развивающиеся страны мира?

Ответ на этот вопрос пытается найти Анатолий Амелин, Глава комитета по государственно частному партнерству ФРТУ, основатель аналитического центра Amelin Strategy.

Масштабные проекты требуют серьезных инвестиций, которых нет у государства. С другой стороны, частные инвесторы боятся «заходить» в проекты без гарантий со стороны государства. Компромиссом может быть стратегия развития проектов в формате win-win, то есть государственно-частное партнерство (ГЧП) или Public-Private partnership (PPP) – формат развития проектов, реализуемых последние 30 лет по всему миру, в том числе в таких странах как США, Великобритания, Израиль, Греция, Турция, Россия и многие другие.

В Украине уже есть профильное законодательство по ГЧП, и по состоянию на сегодняшний день реализовано более 190 проектов ГЧП в коммунальной сфере. Но нет ни одного проекта, реализованного в сфере медицины или инфраструктуры, хотя именно на них в Украине сегодня наибольший запрос. К сожалению, инвесторы пока не торопятся в Украину, взвешивая свои риски.

Потеряв за 2 года половину своего ВВП (падение с $183 млрд до $88 млрд), Украина нуждается в мощных стимулах для развития экономики. Инфраструктура и промышленность изношены, Украина отстает технологически от соседних стран. Потребность же украинской экономики в инвестициях на ближайшие 15 лет эксперты оценивают в сумму от $200 до $300 млрд, при этом инвестиции только в инфраструктурные проекты – дороги, аэропорты, морские порты, железная дорога – оцениваются в сумму не менее $30-50 млрд. И инвестиции нужны уже сегодня.

В то же время, последние три месяца наблюдается позитивная макроэкономическая ситуация: национальная валюта стабилизировалась, экономика показывает рост около 1% в годовом исчислении, банковская система впервые за последние 13 месяцев показала прибыль. Это хорошие признаки для старта проектов ГЧП. Так в чем же причина их «задержки»?

Министерство инфраструктуры уже заявило, что в ближайшие годы намерено реализовать пять небольших пилотных проектов, среди которых парковка в аэропорту Борисполь, автодороги, Херсонский морской порт, спецпорт «Октябрьск». Для Украины ГЧП в инфраструктуре – явление новое, но остро необходимое и экономически выгодное. Например, опыт азиатских стран показывает, что инвестиции $1 в инфраструктуру давали приблизительно $2-3 прироста ВВП, что лишний раз подтверждает правильность выбранного вектора и старта ГЧП именно в инфраструктурных проектах.

Но почему-то до сих пор, делая шаг вперед, государство отступает на два назад. Декларируя свою готовность, оно все делает на столько осторожно, что почти не движется вперед. Государство не рассматривает даже возможность реализации крупных проектов, которые были бы более интересны и инвесторам, и более выгодны самому государству. Кроме того, сегодня, есть реальная возможность привлечь необходимые масштабные инвестиции в развитие стратегического государственного имущества.

Существующий мировой опыт яркое и убедительное подтверждение выше сказанному.  А поскольку нет пророка в своем отечестве, приведу несколько примеров успешных кейсов реализации проектов инфраструктурных ГЧП в мире:

Турция, Международный аэропорт Анталия

  • За средства инвестора был построен новый терминал. В 2002 году пассажиропоток превысил 10 млн пассажиров, а в 2015 году превысил 27,7 млн.
  • Инвестиции в проект составили $65 млн
  • Срок строительства - 11 лет
  • Срок договора аренды – 17 лет
  • Прогноз поступлений лизинговых платежей – $3,2 млрд

Для Украины качество аэропортов остается недостижимой целью, Турция в формате ГЧП построила почти 20 аэропортов, став региональным авиационным хабом. Что мешает Украине повторить тот же путь?

Бразилия, Carajas Railway

  • Международная добывающая компания Vale выиграла контракт на строительство и эксплуатацию железнодорожной ветки длинной 892 км от крупнейшего в мире месторождения железной руды до порта. Строительство ветки позволило ежегодно перевозить более 120 млн тонн руды, 350 тыс. пассажиров.
  • На этой ветке оперирует более 35 различных частных компаний.
  • Срок контракта – 30 лет
  • Инвестиции составили более $2,5 млрд.

Украинские пути сообщения давно нуждаются в модернизации. У государства нет денег, а частник, построивший ветку к своему предприятию, обязан передать ее железной дороге без компенсации. Формат ГЧП позволил бы улучшить инвестиционный климат, создать возможности для инвесторов, привлечь инвестиции и сохранить стратегическую инфраструктуру под контролем государства.

США, порт Балтимор

  • Проект порта Балтимор предусматривает 50-летнюю аренду и концессию, соглашение о которой были подписано в ноябре 2009 года между администрацией штата Мэриленд порта (MPA) и портов Америки Chesapeake (PAC), с целью развития морского терминала в порту Балтимора. В рамках этого соглашения, инвестор должен построить 50 глубоководных причалов и связанную с ними инфраструктуру для обработки больших судов, которые будут проходить через Панамский канал.
  • Срок контракта – 50 лет
  • Инвестиции составили $334 млн, в том числе: $75 млн – концессионер, $249 млн – государство. Кроме того, дополнительные инвестиции в активы составили $500 млн.
  • В обустройство инфраструктуры государство инвестировало $240 млн – это строительство дорог, тоннелей, и моста.

По мнению экспертов, украинские порты могут достичь пика своих мощностей уже через 5 лет, при этом ряд терминалов уже сегодня испытывают трудности при подъезде к ним из-за того, что подъездные пути не справляются с загрузкой.

США, Port Miami Tunnel

Между Департаментом транспорта штата Флорида и частным консорциумом Miami Access Tunnel consortium был подписан 35-ти летний контракт

  • Контракт предусматривал проектирование, строительство, финансирование, обслуживание трех миль туннеля, обновление дамбы и подъездных дорог.
  • Инвестиции составили $760 млн
  • Государственное участие – кредит на $340 млн

Результат проекта - снижение заторов на улицах в центре города Майами, прилегающим к порту.

Крупные украинские города уже сегодня сталкиваются с заторами и загруженными развязками. Формат ГЧП может быть эффективным инструментом привлечения инвестиций и создания городской дорожной инфраструктуры нового качества.

Греция, Attica Tollway (Athens Ring Road)

  • Инвестиции в проект строительства Окружной дороги составили 1,3 млрд евро, из которых государство проинвеситровало 33%.
  • Срок контракта - 25 лет
  • Построенная дорога упростила доступ к международному аэропорту Афины, и сегодня ежедневный трафик достигает 280 тыс. автомобилей.

Вопрос концессии окружной дороги вокруг Киева обсуждается несколько лет: она нужна, но денег нет. Дорога станет платной, но, уверен, за экономию времени и качественные дороги многие готовы доплачивать.

Это лишь несколько примеров, каждый из которых является успешным, поскольку выиграли и инвесторы, и государство, и потребители. Масштабы этих и многих других проектов вселяют уверенность в то, что для Украины это правильный путь развития и взаимодействия с инвесторами.

Успех каждого проекта не в последнюю очередь зависел от желания честно и прозрачно работать с инвестором, от открытых партнерских отношений, а также от качества их подготовки – четкой проработки юридических вопросов, экономического анализа и прочего.

Если подытожить, Украине, конечно, нужно показать инвесторам успех в пилотных проектах ГЧП, но при этом не стоит отказываться от масштабных проектов, только они могут привлечь внимание к стране и показать реальную историю успеха.