Развитие транспортной инфраструктуры – один из ключевых компонентов успешной трансформации и роста украинской экономики в перспективе ближайших 5-10 лет. И ее состояние сегодня не позволяет медлить – отрасль просто обречена на изменения и модернизацию. Цена вопроса – жизнеобеспечение целого ряда бизнесов и секторов экономики, реализация экспортного потенциала страны и ее инвестиционная привлекательность.

Результаты нашего совместного с Центром транспортных стратегий масштабного исследования транспортного рынка "Отраслевой контроль 2016" показало, что первые шаги в этом направлении бизнес ждет от государства. Основной запрос от бизнеса – борьба с коррупцией, изменение системы и методики тарифообразования на ж/д транспорте и в морских портах, либерализация транспортного рынка, приватизация, стимулирование транзитного грузопотока. Детали исследования есть в публичном доступе. 

Еще одним важным фактором развития инфраструктуры должен стать запуск различных форм государственно-частного партнерства. Порты, аэропорты, дорожное хозяйство – везде у публичного собственника должен появиться частный партнер-инвестор, который сможет вложить в развитие и обеспечить эффективное управление.  

Все необходимые для отрасли шаги необходимо закрепить и реализовывать в рамках единой транспортной стратегии Украины. Транспорт – это система сообщающихся сосудов, где изменение тарифной политики УЗ неизменно повлияет на качество автодорог, а контроль веса на автотранспорте начнет стимулировать речные грузоперевозки, и т.д.  Также нужно учитывать общегосударственный контекст. Будет ли наша экономика развиваться как ресурсная с фокусом на экспорт зерновых и металлов? Хотим ли мы стать перевалочным хабом между западом и востоком?

Стоит отметить те позитивные изменения, которые имели место в текущем году. Во-первых, при смене власти в профильном министерстве была обеспечена преемственность. Это важно, так как в наших политических реалиях большие реформы в одну министерскую каденцию, к сожалению, редко укладываются. Во-вторых, в результате публичных конкурсов пришли топ-менеджеры международного уровня в знаковые для отрасли госкомпании – УЗ и Укрпочта. Ждем тут системных изменений. Также ждем аналогичных назначений и начала трансформации в других предприятиях – АМПУ, "Борисполь" и т.д.       

Есть сдвиги и по теме ГЧП, пусть даже пока только на уровне создания регуляторной базы. Кабмином принята Государственная программа развития аэропортов, в которой красной нитью проходит тема привлечения частных инвесторов в публичное аэропортовое хозяйство. При поддержке ЕБРР будет разработан новый Закон о концессиях. МИУ работает над запуском пилотного концессионного проекта.

Но настоящий прорыв в отрасли в этом году зависит от Верховной Рады. В ее стенах уже давно ждут своего часа проекты законов о дорожном фонде, о независимом тарифном регуляторе, о железнодорожном и внутреннем водном транспорте. Министр Омелян совершенно оправдано назвал работу с парламентом одним из своих приоритетов, а принятие долгожданных законов даст толчок для роста действующих и появления новых игроков на транспортном рынке. 

Создание условий для привлечения инвестиций в транспортную отрасль и ее развитие – это первый шаг, который должен быть сделан на пути к трансформации украинской экономики. Согласно авторитетным международным исследованиям каждый доллар, потраченный на инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере 1,59 долл. Общество и бизнес также выигрывают в результате сокращения издержек – на транспорт, коммуникации, энерго- и водоснабжение. И самое главное – в современном мире, где ускорение всех процессов мы наблюдаем ежедневно, а скорость и мобильность становятся главным конкурентным преимуществом – мы не можем позволить себе жить в музее инфраструктуры прошлого века.