На железных дорогах Украины постепенно сокращается использование грузовых локомотивов для перевозки пассажирских вагонных составов. Сейчас для этого используются 29 грузовых локомотивов серии ВЛ. Их применение значительно сократилось (примерно на 50 единиц) с введением межрегиональных скоростных электропоездов, которые характеризуются более лучшими эксплуатационными показателями благодаря наличию двойного питания, что ускоряет оборот. Об этом пишет Магистраль.
Главная причина "непрофильного" использования грузовых тепловозов - отсутствие их пассажирских модификаций. На все железные дороги Украины магистральных пассажирских тепловозов насчитывается лишь 71: ТЕП70 (67 единиц) и более современные ТЕП150 (4 единицы) украинского производства. После электрификации участка Полтава-Кременчуг-Знамянка Южной железной дороги осуществляется частичная передача ТЕП70 на Одесскую магистраль.
Для обеспечения в полной мере пассажирских перевозок такого количества локомотивов явно недостаточно. Поэтому железнодорожники вынуждены использовать более мощные грузовые тепловозы 2М62 и 2ТЭ116. Их, как правило, применяют в односекционном исполнении.
Раньше даже были случаи выпуска на маршруты данных тепловозов на малодеятельные участки - всего с двумя-четырьмя пассажирскими вагонами. Учитывая, что такое применение грузовых локомотивов крайне нерационально, от подобной практики стараются отказаться. И сегодня повсеместно используют маневровые локомотивы ЧМЭ3, потребляющие в режиме эксплуатации в 1,5-2 раза меньше дизельного топлива, чем секция 2ТЭ116.
На участках со слабой загрузкой целесообразно использовать рельсовые автобусы, однако из-за нехватки средств используют маневровые тепловозы, хоть их и приходится отрывать от основного назначения.