РЖД выступает против передачи независимым ж/д операторам тех маршрутов, которые ведут к портам и пограничным переходам, а также тех, где преобладает пассажирское движение (не менее 60% всех перевозок). Об этом пишут Ведомости со ссылкой на источники.
Компания направила в правительство критерии выбора участков для "пилотного проекта" по либерализации рынка локомотивной тяги, который сейчас практически весь монопольно занимает РЖД.
РЖД передает локальному перевозчику право осуществлять грузоперевозки на отдельных участках инфраструктуры (пути остаются в собственности РЖД) сроком на 5-10 лет. Локальный перевозчик выбирается по итогам конкурсного отбора, а за ним, в свою очередь, - право выбора технологии перевозки.
Нежелание монополии отдать локальным перевозчикам направления к портам объяснимо, замечает руководитель департамента исследований ж/д транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Ведь в таком случае операторы откажутся возить низкорентабельные грузы, такие как уголь, поясняет он. А РЖД будет вынуждена повысить тариф на его перевозку, чтобы компенсировать свои расходы, но тогда российский уголь станет неконкурентоспособным на мировых рынках, рассуждает эксперт.
Ж/д операторы уже несколько лет добиваются либерализации рынка локомотивной тяги. У крупнейших из них (Globaltrans, "Нефтетранссервис", "Трансойл" и Первая грузовая компания) есть свои локомотивы.
Предоставление услуг локомотивной тяги - не самый прибыльный вид бизнеса РЖД: в 2012 году она заработала на нем 12,4 млрд рублей (380,1 млн долларов), в то время как на предоставлении путей почти в 8 раз больше - 96,7 млрд рублей (2,9 млрд долларов), говорится в материалах компании. Но издержки от предоставления локомотивов значительно ниже (9,2 млрд рублей или 282 млн долларов), чем от инфраструктуры (118,8 млрд рублей или 3,6 млрд долларов).