Кабинет Министров Украины принял постановление №1055 "Некоторые вопросы передачи в концессию объектов государственной собственности". Согласно принятым изменениям, теперь имущество всех 18 морпортов Украины может быть объектом концессии. В каждом порту может быть реализовано по несколько концессионных проектов.
"Частные инвесторы получат возможность работать в портах Украины на условиях концессии – одной из наиболее распространенных и наиболее эффективных форм сотрудничества между государством и бизнесом в мировой морской практике", - утверждается на сайте Мининфраструктуры.
При этом, согласно недавно принятому Закону "О морских портах Украины" портовая акватория и объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, систем управления движения суден, другие стратегические объекты портовой инфраструктуры концессии не подлежат.
Решение о передаче в концессию будет принимать Мининфраструктуры только по результатам проведения концессионного конкурса.
Мининфраструктуры, Минэкономики и Минфин обязаны предусмотреть ряд обязательств со стороны концессионера. В частности , относительно выполнения обязательств указанных в постановлении государственных предприятий (в тома числе по полученным кредитам), которые непосредственно связаны с активами, которые передаются в концессию, и порядок передачи концессионеру таких обязательств.
В условиях конкурса, согласно принятому постановлению, обязательно будет предусмотрено обязательство концессионера по повышению конкурентоспособности морской отрасли, а также уровня производительности труда, привлечение инвестиций. Концессионер должен обеспечить сохранение существующих на момент заключения концессионного договора социальных гарантий, а также занятость работников, которые сейчас находятся в трудовых отношениях с предприятием. Также постановление обязывает будущих концессионеров обеспечить надлежащее предоставление услуг в сфере морского транспорта.
Министерство также разрабатывает условия концессионных конкурсов на объекты инфраструктуры портов, согласовывая их с Минэкономики, Минфином и Минюстом.
Концессионер в свою очередь обязывается повышать конкурентоспособность морской отрасли, уровень продуктивности работы, привлекать инвестиции, сохранить рабочие места. Ранее эксперты отрасли высказывались о преимуществах концессии как приоритетном формате государственно-частного партнерства в Украине. Такая практика широко распространена в большинстве морских стран мира: России, Грузии, Бельгии, Латвии, Нидерландах, Бразилии, США, Южной Корее и др.
Необходимость активного привлечения частных инвестиций в отрасль, как главного источника восстановления портовой инфраструктуры, отмечают в Мининфраструктуры, обусловлена, прежде всего, критическим уровнем ее износа (амортизации) - 60-90%. По данным специалистов из министерства, портовая отрасль Украины нуждается в привлечении около 25 млрд. грн. инвестиций.
Читайте также материал ЦТС Концессия портов: бизнес ждет конкретики
Больше по теме реформирования портовой отрасли читайте в специальном разделе портала ЦТС