C 1 января 2012 г. станет невозможной эксплуатация на регулярных линиях практически всего парка региональных самолетов, который в России составляют Ту-134, Ан-24 и Як-40. Это связано с вступлением в силу новой редакции Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ", пишет авиационный портал ATO.ru

По новым правилам, требуется оснащение самолетов с максимальной взлетной массой свыше 5700 кг улучшенной системой предупреждения о близости земли (СРППЗ, или EGPWS) и системой предотвращения столкновений в воздухе. Приказ о модернизации самолетов был издан в 2009 году, однако стоимость самого оборудования и его установки на один самолет составляет, по разным оценкам, от 6 до 10 млн рублей, что сопоставимо с остаточной стоимостью этих самолетов.

По состоянию на январь 2011 г. в России в эксплуатации числилось: 101 самолет Ан-24, 28 самолетов Ан-26-100 (среди крупнейших эксплуатантов "ЮТэйр-Экспресс" — 23 ВС, "Катэк­авиа" — 13, "Якутия" — 11) и 78 Як-40, а также 27 грузовых самолетов Ан-26. Из них дооборудованы только 9 машин специального летного отряда "Россия" и бизнес-авиации. Некоторые авиакомпании все-таки готовы дооборудовать свой парк (например, в авиакомпании "Якутия" говорят, что успеют к Новому году установить за свой счет СРППЗ на четыре собственных Ан-24, а еще шесть машин дооборудует арендодатель).

Тем не менее оснастить системами большинство этих самолетов в столь короткие сроки невозможно, а заменить их практически нечем. В сегменте региональных турбореактивных самолетов до конца года будет в лучшем случае до 20 самолетов Sukhoi Superjet 100 и Ан-148. В сегменте турбопропеллерных машин есть четыре Ан-140. Разумеется, машины необходимых классов есть за рубежом — например, CRJ200, ATR 42 и ATR 72, которые эксплуатируются и в России.

Однако, по словам специалистов, есть немало северных аэродромов, взлетно-посадочные полосы которых находятся в таком состоянии, что шасси иностранных ВС будут быстро приходить в негодность, тогда как старые советские машины это выдерживают.

Большинство авиакомпаний, чей парк подпадает под сокращение, официально никак не комментируют ситуацию, делая вид, что ничего особенного не произошло. Исключением стало разве что июльское обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву от красноярских авиакомпаний "КрасАвиа", "Аэрогео" и "Катэкавиа". В нем прямо указано, что запрет на эксплуатацию самолетов, не оборудованных СРППЗ и TCAS, будет означать для Сибири, Якутии и Дальнего Востока фактически парализацию транспортной системы этих регионов, где авиация зачастую является единственным, безальтернативным видом транспортного сообщения, а более 90% местных перевозок обеспечиваются на устаревших ВС советского производства.

Для региональных авиакомпаний Красноярского края общая сумма затрат на дооборудование парка воздушных судов составит не менее 600 млн рублей, что составляет 25% годового оборота авиапредприятий. Как пишут авиакомпании, с учетом низкой рентабельности региональных перевозок (не превышает 1% в год) и отсутствия необходимых финансовых ресурсов у авиакомпаний предлагаемое Минтрансом решение поставит региональные авиакомпании на грань банкротства. А может, и за грань.