Срок эксплуатации эскалаторов на Центральном железнодорожном вокзале Киева завершается в конце 2021 - в начале 2022 года.

Об этом в интервью Магистрали рассказал директор филиала "Вокзальная компания" АО "Укрзализныця" Владимир Коваль, передает ЦТС.

По его словам, основном проблемой данных эскалаторов было то, что они - офисные и не рассчитаны на такую большую нагрузку, которая есть на вокзале.

"В процессе эксплуатации на эскалаторах были заменены элементы на те, которые могут выдерживать большие нагрузки, но этого все равно недостаточно, потому что технологически они рассчитаны на совсем другое количество людей. Сейчас мы в процессе объявления тендерной процедуры на очередной ремонт эскалаторов. Но все равно их нужно заменять на новые", - отметил Коваль.

По его словам, в данный момент эскалаторам изменили график технических остановок: если раньше перерыв в работе приходился на время с 12:00 до 16:00, то теперь эскалаторы останавливаются ночью, когда пассажиропоток намного меньше.

Коваль также рассказал о том, чем и как планируют заменить старые эскалаторы. "Рассматриваются на замену совсем другие конструкции, которые должны выдерживать большие нагрузки. Есть несколько возможных вариантов приобретения - покупка в лизинг или через открытые торги", - уточнил он.

Напомним, что вопрос обновления эскалаторов на столичном ж/д вокзале имеет долгую историю. Еще в ноябре 2016 года тогдашний руководитель УЗ Войцех Балчун озвучил обещание руководства Юго-Западной железной дороги до конца года запустить неработающий несколько месяцев эскалатор. Чуть позже министр инфраструктуры Владимир Омелян, комментируя частичный запуск эскалатора в работу, заявил: "Пока работает в пиковые часы. Доремонтируют полностью и будет 24/7. Карфаген должен быть разрушен". В марте 2017 года эскалатор наконец начал работу на спуск и на подъем. Но и после этого эскалатор продолжил работать по графику, предусматривающему часы, когда он отключался на спуск или подъем. Также УЗ регулярно отключала его для выполнения профилактических и прочих ремонтных работ.

В апреле 2018 года уже при Евгении Кравцове во главе УЗ был объявлен тендер на покупку новых эскалаторов. Установить их планировали в том же 2018 году, а ожидаемая стоимость составляла 13,86 млн грн. Но 21 июня 2018 года, рассмотрев жалобу "Инструментального завода", АМКУ обязал филиал УЗ "Пассажирская компания" признать недействительными открытые торги. "Укрзализныця" заявила тогда, что обжалует признание Антимонопольным комитетом Украины недействительности тендера на закупку двух эскалаторов. По мнению представителей УЗ, Крюковский вагонзавод с помощью ООО "Инструментальный завод", входящего в состав КВСЗ, заблокировал тендер с целью лоббировать свои интересы, а также ради повышения цены на закупаемое оборудование.

В сентябре 2019 года новый министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил, что "настало время решительных изменений" в вопросе обновления эскалатора в холле Центрального железнодорожного вокзала столицы. На это Евгений Кравцов тогда ответил: "Два года подряд хотели установить новый эскалатор на Центральном вокзале. Объявляли тендер, и сразу сталкивались с жалобами в АМКУ от наших "партнеров" с Крюковского завода. Они, конечно, торги блокировали и хотели продать нам эскалаторы практически вдвое дороже своих ближайших конкурентов".

В мае 2020 года Иван Юрик, который на тот момент возглавлял УЗ, заявил, что договор с поставщиком новых эскалаторов - КВСЗ - будет подписан в "ближайшие дни", однако после этого вопрос в публичной плоскости так и не поднимался. Тогда обновление эскалаторов оценивали примерно в 10 млн грн.