Киев системно страдает от недостаточной пропускной способности городских автомагистралей. Потратить на дорогу полтора часа в один конец считается нормальным. Зачастую скорость движения в пробке соизмерима со скоростью пешехода. Если учесть количество сожженного топлива и вредных выбросов в атмосферу, картина становится и вовсе нерадостной. Если по линии маршрутов метро уйти от пробок можно было спустившись по землю, то для таких районов, например, как Виноградарь или Троещина, альтернативы автомобилю или наземному городскому транспорту не было. Пока решение этой проблемы велось достаточно "в лоб" и в ущерб экологии города - дороги максимально расширялись за счет тротуаров и зеленых насаждений, демонтировались трамвайные пути и упразднялись трамвайные маршруты, однако такой экстенсивный путь развития оказался неэффективным и недейственным. Economist Intelligence Unit (EIU), одно из ведущих мировых аналитических агентств, при поддержке Siemens, провело исследование качества жизни в 30 крупнейших городах Европы - European Green City Indeх, согласно которому Киев занимает последнее место. Среди прочих, самые худшие показатели по уровню выброса углекислого газа и качеству воздуха. Очевидно, что основным источником загрязнения является транспорт.

003

Очевидно, необходимо искать более продуманные и эффективные варианты устранения транспортной проблемы столицы.

Одним из решений проблемы, существующих в мире, является система карпулинга, когда несколько пассажиров разделяют поездку в стандартном легковом автомобиле. В настоящее время компания Uber начала в Киеве пилотный проект под названием Uber Shuttle, являющийся реализацией этой технологии с главным отличием в использовании микроавтобусов емкостью до 20 посадочных мест, что позволит сделать поездки еще более доступными для пассажиров. Достаточно важным преимуществом проекта должно стать уменьшение количества автомобилей на дорогах.

Киев является третьим городом в мире и первым в Европе, где запущен этот сервис. Помимо Киева, сервис работает в Монтеррейе (Мексика) и Каире (Египет). Компания Uber выбрала Киев для реализации пилотных проектов на основе внутреннего конкурса. В пользу выбора Киева послужила также успешная реализация тут в марте 2019 г проекта Uber Green, который стал одним из крупнейших в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка).

def447b32434a94b5b1dc9b525c81955_700_0_0

Маршруты проекта, в основном, пролегают между спальными районами и центром города, их пролегание определяется на основе опроса текущих пользователей сервиса Uber и анализа маршрутов Uber X. В настоящий момент уже работает два: Виноградарь - ТРЦ "Украина" и "Комфорт-Таун" - Лыбидская, количество маршрутов планируется увеличить до 5. Если углубиться в недалекое прошлое, то идея не нова - во времена СССР по Киеву ездили маршрутные такси, разительно отличающиеся от современных маршруток. Это были комфортабельные микроавтобусы, где все ехали сидя, а стоимость проезда была в 3-5 раз выше, чем в городском транспорте. Несмотря на отсутствие пробок и намного лучший городской транспорт, эти маршрутные такси пользовались стабильным спросом.

В настоящий момент остается незакрытым вопрос лицензирования этого сервиса, однако учитывая, что Uber является лидером в системных подходах, можно ожидать, что компания станет одним из основных драйверов в привнесении прозрачности на рынок городских пассажирских перевозок.

Если говорить о современном сервисе, то он будет полезен как традиционным пользователям общественного транспорта, так и автовладельцам, использующим автомобиль в рабочие дни только для поездок с работы и на работу и тем, кто в настоящий момент пользуется такси по причине давки в общественном транспорте. В случае успешной реализации проекта можно ожидать уменьшений количества автомобилей как на дорогах, так и на тротуарах и обочинах дорог, где сейчас паркуется большинство и вследствие этого – уменьшение заторов в городе.

Помимо транспортной составляющей, у проекта есть еще один серьезный плюс. Ни для кого не секрет, что рынок маршрутных перевозок в высшей степени непрозрачен и нерегулируем. По заявлению министра инфраструктуры В. Омеляна, от 50% до 70% рынка находится в тени. Заход на рынок "белого" игрока, который стремится работать прозрачно и в рамках законодательства может запустить процессы детенизации рынка и привнести цивилизованные правила игры.

В выигрыше могут оказаться все участники рынка пассажирских перевозок:

  • Пассажиры получат более качественный и безопасный, по сравнению с маршрутками, сервис и возможность компенсации ущерба в случае инцидентов;
  • Государство получит более прозрачный рынок, уменьшение тенизации пассажирского транспорта в столице и улучшение качества обслуживания;
  • Легальные перевозчики получат официальные рабочие места;
  • Уменьшение загрязнения окружающей среды и пробок на дорогах.

Помимо городских, у проекта есть еще и общегосударственный аспект, ведь Uber - один из немногих инфраструктурных инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие инфраструктуры Украины. Успешность его проектов является индикатором инвестиционной привлекательности Украины для международных инвесторов.