795-omsan-treni

В прошлом году в Турции стартовала либерализация рынка грузовых железнодорожных перевозок. Спустя год в стране начали работать только два новых перевозчика - Omsan Logistics и Körfez Ulaştırma. Эти компании перевозят грузы не на всей сети железных дорог, а только на отдельных ее участках: Omsan Logistics - на линии Дивриги - Искендерун, Körfez Ulaştırma - на линии Кириккале - Измит. Эти маршруты ограничены традиционными нагрузками на ось.

Другими словами, быстрый рост после открытия рынка еще не начался, а о реальной конкуренции между перевозчиками в борьбе за новых клиентов, за увеличение нагрузок на ось с целью отобрать часть грузов у автотранспорта, как и о появлении новых игроков на рынке, пока еще сложно говорить. Эти процессы тормозят несколько препятствий.

Маленький рынок

Текущий рынок тяги оценивается в менее чем 200 млн евро. Именно столько зарабатывала государственная компания TCDD на локомотивных услугах (данные за 2016 год), когда она была монополистом на рынке. Это означает, что перевозчик, который будет осуществлять все грузоперевозки на железных дорогах Турции, вряд ли сможет войти в список 10 крупнейших логистических компаний страны.

Конкуренция с грузовым автотранспортом

Грузовики прочно закрепились на рынке перевозок грузов на большие расстояния, предлагая клиентам хорошие цены. С другой стороны, у железной дороги есть возможности побороться за доставку для первой и последней мили, где автотранспорт проигрывает в цене.

Рынок труда

Новые перевозчики нуждаются в опытных сотрудниках, особенно машинистах. Пока что такие кадры может поставлять только государственная компания TCDD Tașimacilik. Вряд ли, она будет легко с ними расставаться.

Грузовые вагоны

Новые грузовые вагоны необходимо заказывать у производителей, либо арендовать у TCDD Tașimacilik. Шансы наладить импорт вагонов до 2020 года - практически нулевые. Для производства в Турции вагонов нового типа потребуется время, и заказы должны быть большими. Государственная TCDD Tașimacilik сдает в аренду свои вагоны, но вагоны новых, современных, типов, такие как Shimms (крытый вагон для перевозки рулонной стали), pocket wagon (ж/д платформа для перевозки автомобилей и полуприцепов), вагоны-автомобилевозы, недоступны в Турции.

DSCF2560_Le_Boulou_cropped_web

Закупка локомотивов

Аренда локомотивов у государственной TCDD Tașimacilik, несомненно, облегчила и ускорила работу двух частных перевозчиков. Но подвижной состав TCDD Tașimacilik вряд ли сможет удовлетворить их потребности в полной мере, поэтому аренда вагонов в дальнейшем может оказаться затруднительной или вовсе невозможной. При этом никто не хочет инвестировать в дизельные локомотивы, поскольку 100-процентная электрификация является целью для Турции. Но сейчас без тепловозов не обойтись на многих грузовых маршрутах. Инвестиции в локомотивы настолько велики, даже для ведущих логистических компаний, а частных лизинговых компаний, которые могли бы сдавать в аренду свой подвижной состав, в Турции пока нет.

Страховые полисы

У частных перевозчиков должны быть страховые полисы с солидными суммами покрытия. Но страховые компании пока что не очень понимают реальные риски в этой, новой для Турции, сфере. Поэтому найти страховые полисы не так легко.

Знание деталей

Многие логистические компании не знакомы с расчетами о потреблении топлива, капитальных затратах, затратах на оплату труда, страховых сборах. Большинство из них не имеют представления о железнодорожных перевозках в целом.

Оригинал был опубликован на сайте Rail Turkey. Перевод выполнен и публикуется с незначительными дополнениями автора и с его разрешения.

Читайте также Конец монополии SNCF: Франция открывает рынок пассажирских железнодорожных перевозок