Что основное в современном взаимодействии граждан и государства? Ответ прост: мы должны знать, чем оно (государство) занимается. Кроме того, мы должны иметь удобные способы объяснить чиновникам, нанятым нами на работу, реализации каких задач мы ждем от них в ближайшее время. Что нам не нравится из того, что они делают, а что нравится.

Каким образом реализуются эти возможности? Только при помощи новых способов коммуникации: петиции, ProZorro, бюджеты участия громады, статистические е-сервисы жалоб и предложений. Что нам вместо этого подсовывают? Рисунки планов, презентаций или "выполненных" работ.

К примеру, Министерство инфраструктуры нарисовало карту ремонта дорог Украины. Это мертвый сервис. Человеку нечего там делать. Он не может оценить ремонт. Не может оставить заявку на ремонт. Заявки и жалобы не могут суммироваться. "Укрзализныця" открыла телефонную горячую линию. Что там внутри, каков результат? Кого наказали?  Как понять, что жалобы обрабатываются правильно и ситуация исправляется? Никак.

МИУ хочет создать систему контроля за строящимися объектами по корейскому образцу. С камерами слежения. С онлайн-трансляцией. Это будут выброшенные миллионы. У нас у каждого есть камеры на телефонах. Вы сделайте для нас возможность открыто оставить жалобу. И проводите совещания, открытые, по статистике этих жалоб.

"Укравтодор" попросил в личных сообщениях присылать жалобы на некачественный ремонт дорог на страницу в Фейсбук. Опять все покрыто мраком. Это совковый страх, что скандал приведет к увольнению и сокрытие всего лучше, чем современное управление проблемами. Как же это глупо. Иметь такой прекрасный инструмент для решения проблем и пиара - наше неравнодушие - и не использовать его. Зачем министр стал министром? Чтобы сделать лучше отрасль. То есть он работает для нас. Так почему у нас нет открытого диалога?

Есть замечательный пример, Киевский е-сервис 1551.gov.ua. Он помогает собирать и структурировать жалобы жителей города на коммунальные предприятия и службы. И мэр на совещаниях видит на одном экране всю статистику по организациям, которые не выполняют работы по запросам граждан. Четырехмиллионный город контролируется на одном экране. Не надо разбирать каждую жалобу и на совещании принимать решения. Достаточно посмотреть на выполненные заявки и принять кадровые решения. Что и делается постоянно. Вот так можно с помощью современных технологий управлять сложными системами. Но "Укрзализныце" они пока не доступны. Из-за отсутствия понимания и соответствующих знаний у руководств компании. А страдаем от этого все мы. Все, кому эта допотопная монопольная компания оказывает услуги.