Я отношусь к тем людям, которые с начала пандемии довольно строго придерживались карантина и старались не рисковать здоровьем, отказавшись от авиапутешествий почти на полтора года. Ирония судьбы: журналист ЦТС, часто пишущий об авиации, сам все это время не пользовался ее услугами. Но усталость берет свое, и вот, когда с наступлением лета заболеваемость в Европе пошла на спад, я наконец решилась спланировать отпуск так, чтобы и на море слетать, и новых впечатлений набраться.

Так уж вышло, что во время своего отдыха мне довелось воспользоваться услугами двух авиакомпаний, совершив четыре перелета - два чартерных и два регулярных. Все перелеты выполнялись крупными украинскими авиаперевозчиками, в репутации которых я не сомневалась. Для меня это важно, ведь в период пандемии меньше всего хотелось бы столкнуться с отменами или переносами рейсов.

И вот, когда дело дошло до поездки в аэропорт Борисполь (впервые за полтора года в качестве пассажира!), я, как и многие давно не путешествовавшие пассажиры, столкнулась с рядом неудобств. Первое, что бросается в глаза, - украинские авиакомпании экономят на количестве персонала во время регистрации и приема багажа. Если вы летите куда-либо с багажом, я настоятельно рекомендую вам приезжать в аэропорт не менее, чем за 2-2,5 часа до отправления.

Впрочем, и это может не спасти вас от нервотрепки, потому что сотрудники авиакомпании (или хендлинговой компании) открывают стойки регистрации тогда, когда на рейс уже и так собралась огромная толпа. А поскольку теперь регистрация заключается не только в выдаче посадочных талонов и приеме багажа, а еще и в проверке ПЦР-тестов и различных форм регистрации (например, HES-кодов для полета в Турцию), процесс замедлился в разы. Да, теоретически вы можете зарегистрироваться онлайн и сдать багаж с помощью автомата drop off, но у вас все равно должны проверить наличие негативного результата ПЦР-теста! А значит, придется стоять в общей очереди с толпой народу (почти 200 человек), в которой обязательно будет масса людей с превышением норм багажа, не осведомленных о правилах въезда в страну назначения и т. д.

В моем случае со всеми этими сотнями людей работали… два-три оператора на двух-трех стойках регистрации. Вся эта вакханалия сопровождалась издевательскими объявлениями в терминале о необходимости соблюдения социальной дистанции. Которую невозможно соблюсти в собравшейся по вине авиакомпании толпе людей. Открытие еще нескольких стоек для регистрации решило бы эту проблему, но, видимо, обслуживать их просто некому.

Второй мой вылет из Борисполя был уже без багажа, так что я зарегистрировалась онлайн и вздохнула с облегчением. ПРЦ-тест на моем направлении нужно было предъявлять в аэропорту прилета. Увы, с пассажирами, которые сдавали багаж в Борисполе, на регистрации поступили еще "обходительнее", чем в первый раз. Проходя мимо, я увидела, что на трех стойках регистрировали одновременно… целых четыре рейса: в Ереван, Баку, Тбилиси и Каир. Пассажиры с чемоданами друг у друга на головах, плачущие дети, духота. По мнению авиаперевозчика и хендлинговой компании, именно так должна выглядеть регистрация на рейс во время пандемии. Так что недавний нашумевший случай с опозданием пассажиров на рейс в Стамбул из-за очередей на регистрации - увы, не случайность, а закономерность.

Однако, если вы, пройдя этот квест, все же успешно улетели в отпуск, по возвращении вам сразу же дадут понять: вы - в Украине. Все начнется с некондиционируемого автобуса в +30, продолжится на паспортном контроле, где четыре прибывших одновременно рейса обслуживает примерно десяток пограничников. Если вы ничем не заразились до или во время отпуска - вам как бы дают второй шанс это сделать, постояв 50 минут в очереди на паспортный. Вполне возможно, что все это время ваш беспризорный чемодан будет мотаться на багажной ленте, так что я бы точно не паковала в него ничего ценного. На всякий случай.

И вот, легализовавшись в родных пенатах, наконец можно выйти из терминала и поискать транспорт до города. Вам это удастся легко, ведь на выходе из Терминала D (который сейчас там же, где и вход) вы ни за что не пройдете мимо SkyBus. Вас в него будет зазывать некто, похожий на диспетчера, ежеминутно орущий: "Автобус на Київ, ж/д вокзал!". Вы сядете в душный SkyBus и, не исключено, что еще целый час будете слушать эту фразу в ожидании отправления. Ведь орущий мужик на вопросы не отвечает, а водителя, у которого можно было бы уточнить время отправления, просто нет на месте. Конечно, опытный пассажир проверит расписание автобусов в интернете и, если надо, пойдет на поезд (спасибо УЗ!). Но если его маршрут вам не подходит - будьте добры, ждите час в жарком автобусе! Или езжайте на такси. К - клиентоориентированность.