Более 750 тысяч человек проснулись в понедельник, 2 октября, и узнали то, о чем боится подумать каждый турист – их полеты отменили после того, как авиакомпания, рейсом которой они планировали лететь, обанкротилась. Рано утром в Monarch Airlines, пятой по величине авиакомпании Великобритании, была введена временная администрация, поскольку группа не смогла найти покупателя для своего бизнеса.

В тот же день правительство Великобритании начало "самую большую в мире репатриацию мирного времени", начав возвращать домой первых из 110 тысяч отдыхающих за границей. Но, по оценкам, еще 750 тысяч клиентов Monarch Airlines обнаружили, что их будущие рейсы отменены.

Коллапс Monarch Airlines подчеркнул, насколько ожесточенной стала конкуренция на европейском рынке ближнемагистральных перевозок. Это третий крах европейской авиакомпании за последние шесть месяцев. Этим летом Air Berlin и Alitalia начали процедуру банкротства, пытаясь справиться с интенсивной конкуренцией со стороны соперничающих перевозчиков.

Последние два десятилетия европейский рынок ближнемагистральных перевозок был чрезвычайно конкурентным, поскольку бюджетные авиакомпании агрессивно увеличивали свою долю на рынке. При этом низкие цены на топливо только способствовали увеличению конкуренции в последние годы.

"Некоторые авиакомпании вышли за пределы своих возможностей, а некоторые из них в результате дешевизны топлива увеличили свои мощности. Но существует саморегулирующийся механизм – избыток мощностей приводит к падению доходов от каждой единицы, а те, у кого нет средств, чтобы сохранить падающие доходы, в конечном итоге страдают и исчезают", – говорит Джонатан Вобер, авиационный аналитик CAPA Center for Aviation.

Одной из важнейших проблем было быстрое наращивание бюджетными авиалиниями своей доли на рынке за последние 30 лет, поскольку они сделали ставку на дешевые тарифы.

01

В Европе это привело к тому, что лоукост-перевозчики, такие как Ryanair и easyJet, урвали солидные доли на рынке ближнемагистральных перевозок. Всего 15 лет назад бюджетные авиакомпании занимали чуть более 9 процентов рынка, сегодня они обеспечивают более 40 процентов мощностей всех регулярных авиакомпаний Западной Европы, а их маршрутные сети продолжают расширяться.

Это привело к коренным изменениям на рынке, а полносервисные перевозчики взяли на вооружение многие из практик, успешно внедренных бюджетными перевозчиками. Это подтверждается тем, что большинство авиакомпаний сейчас предлагают тарифы, которые предполагают оплату только места, и взимают плату за багаж и другие услуги. В результате стало намного сложнее различать предложения бюджетных авиакомпаний от полносервисных перевозчиков, поскольку рынок сконцентрировался на цене.

Одна из самых жестоких битв разгорелась в Испании.

02

Перенасыщение мощностей в этой стране был одной из главных причин, почему Monarch Airlines проиграла свою борьбу с предложением лоукостеров. После того, как британской авиакомпании пришлось сократить количество рейсов в Египет, Турцию и Тунис, где туризм пострадал после терактов, рынки Испании и Португалии формировали около 80 процентов ее бизнеса.

Данные аналитического агентства OAG показывают, что за последние два года в Испании появилось около 16 млн новых кресел, в то время как перевозчики по всей Европе увеличили мощности после ухода с рынков с высоким уровнем риска. Ключевым годом был 2016-й, когда в годовом исчислении рост составил 14 процентов. "На зрелом рынке это считается беспрецедентным показателем роста", – говорит Джон Грант из OAG. Наибольший интерес со стороны конкурентов вызывают мощности проблемных авиакомпаний.

03

У всех трех авиакомпаний, которые начали процедуру банкротства в этом году – Monarch Airlines, Air Berlin и Alitalia – есть одна общая черта: они боролись годами. Все трое продемонстрировали снижение доли на рынке по мере появления все большего и большего предложения со стороны лоукостеров.

За последние три года Monarch Airlines спасали от краха дважды с помощью экстренных денежных вливаний. Их предоставляла лондонская инвестиционная группа Greybull Capital, которая купила авиакомпанию в 2014 году за два часа до объявления банкротства. За девять месяцев 2016 года Monarch Airlines отчиталась об убытках в размере 291 млн фунтов стерлингов по сравнению с 27 млн фунтов стерлингов прибыли в 2015 году.

Немецкая авиакомпания Air Berlin определенное время находилась под давлением, накопив за последние шесть лет убытков в размере около 2 млрд евро и чистого долга в размере 1,2 млрд евро. Она изо всех сил пыталась конкурировать с бюджетными перевозчиками и за последние годы опробовала несколько разных бизнес-моделей.

Между тем, очень затратная Alitalia просто не могла конкурировать с растущим влиянием лоукост-перевозчиков на европейском рынке ближне- и среднемагистральных перевозок. Итальянский перевозчик на протяжении более десяти лет изо всех сил пытался добиться чистой годовой прибыли.

Для Air Berlin и Alitalia, у которых основным акционером является Etihad, ситуация в этом году ухудшилась. Ближневосточная авиакомпания, столкнувшись с убытками в размере 1,9 млрд долларов в 2016 году, начала отказываться от собственной стратегии по скупке миноритарных пакетов авиаперевозчиков для привлечения трафика к своему хабу в Персидском заливе. Это означало, что Etihad отказывалась перекачивать любые дополнительные деньги в убыточные авиакомпании, что и привело их к временной администрации.

На перенасыщенном рынке крупные компании, такие как Ryanair, крупнейший в Европе лоукостер, добились многого.

04

Несмотря на недавние проблемы с пилотами, Ryanair занимает лидирующую позицию, если речь идет об операционной прибыли, что подчеркивает контрастирующее состояние различных групп. У ирландской компании операционная маржа в 2016 году составила 23,1 процента. Wizz Air занимает второе место с маржей в 15,7 процента.

Проблемные авиакомпании расположились внизу таблицы. У Air Berlin и Alitalia была отрицательная операционная маржа в 8,8% и 18,3% соответственно. Однако, несмотря на признаки консолидации и крах слабых авиакомпаний в этом году, рынок Европы остается очень фрагментированным по сравнению с другими регионами, такими как США.

05

Крупнейшие шесть авиакомпаний в США обеспечивают 90 процентов предложения на внутренних рейсах в США, в то время как крупнейшие шесть европейских перевозчиков обеспечивают 43 процента предложения. При этом в Европе работает больше авиакомпаний, чем в любом другом регионе мира. По данным OAG, в Европе насчитывается в общей сложности 217 компаний, в Северной Америке – 100.

"История консолидации [в Европе] больше касается авиакомпаний, уходящих с рынка, и более сильных, которые вполне органично наращивают свою долю, а не крупных сделок слияния и поглощения", – говорит Джонатан Вобер.

Фрагментированный характер европейского рынка авиаперевозок означает то, что он менее прибыльный, чем североамериканский. По словам IATA, североамериканские авиакомпании генерируют около половины прибыли авиации в мире, чему способствует консолидация, которая произошла путем слияния некоторых крупнейших групп.

Согласно прогнозам, авиаперевозчики Северной Америки в 2017 году получат чистую прибыль в размере 15,4 млрд долларов по сравнению с 7,4 млрд долларов, которые заработают европейские авиакомпании. Следовательно, у Европы все еще есть шанс пойти путем консолидации.

Таня Паули, корреспондент Financial Times 

Перевод портала ЦТС

Читайте также Почему лоукостеры хотят подружиться с флагманскими авиаперевозчиками - FT