Крымский кризис постепенно приближается к кульминации. Геополитическое будущее полуострова определится уже в ближайшее воскресенье. Уже сейчас власти республики строят планы по перераспределению государственного имущества. "Собственность госкомпаний, в том числе эксплуатирующих недра, таких как "Черноморнефтегаз", а также других госкомпаний, таких как "Укрзализныця", и некоторые государственные здравницы перейдут в собственность республики Крым уже в ближайшее время", - заявил первый вице-премьер АРК Рустам Темиргалиев. Мы попытались разобраться, что будет с портами, железной дорогой и грузопотоками после пресловутого референдума.

Читайте также Удар под дых: как оккупация Крыма повлияет на украинские порты

Круизы и порты Очевидно, что в этот список попадут и морские торговые порты. Что ожидает крымские гавани после выхода полуострова из состава Украины? Отраслевое руководство пока что воздерживается от прогнозов, дожидаясь конкретных решений. "Крымские порты – это порядка 15% всего грузопотока. Давать какие-то предположения или оценки мне сложно, во-первых, потому что я не политик. Во-вторых, я представляю министерство функционально. Соответственно, могу сказать, что мы, прежде всего, думаем, как правильно работать", - говорит заместитель министра инфраструктуры Дмитрий Демидович.

Сдержан в своих оценках и глава Администрации морских портов Юрий Васьков. "Хочется думать о лучшем, не хочется даже допускать, что принадлежность крымских портов может быть изменена. Мне тяжело предугадывать, какие действия следует предпринимать в случае негативного сценария", - отмечает он. Правда при этом топ-менеджер все же отмечает: силовые сценарии негативно отразятся на круизных перевозках и сильно понизят привлекательность крымских портов для международных операторов.

"Мы настаиваем на правовом развитии ситуации. То есть такого, что не передали, а просто взяли и изменили статус имущества, быть не должно. Иначе может дойти до того, что порты можно просто закрывать. И они ими не смогут пользоваться, потому что порт – это пункт оказания международных услуг. Крымские порты, прежде всего, важны с точки зрения круизных перевозок. Если круизная компания-оператор будет видеть опасность – коммерческую или физическую, – она туда просто не зайдет. И в этом как раз не заинтересован никто. Ведь они нужны не для того, чтобы развивать там другой вид деятельности, а для того, чтобы они могли приносить пользу людям, живущим и работающим там. Для этого должен быть только правовой механизм. Иначе международные партнеры, клиенты портов не будут испытывать на себе эти риски", - подчеркнул Васьков.

Таким образом, ситуация с портами подольет масла в огонь уже без того неблагополучного курортного сезона. Те туристы, которые бронировали себе гостиницы на полуострове в период майских праздников, сейчас отказываются от своих намерений, опасаясь военных действий. Более того, даже мирное отделение Крыма не добавит ему привлекательности в глазах отдыхающих.

Во-первых, сообщение несколько осложнится из-за того, что пассажирским поездам из России придется дважды пересекать украинскую границу. Кроме того, при переходе железнодорожной инфраструктуры под контроль РЖД пассажирские тарифы будут тут же пересмотрены в сторону повышения. А это отвернет от полуострова тех, кто выбирал его по причине доступности. Потому украинский путешественник, который привык к недорогим билетам от "Укрзализныци", от поездок в Крым, скорее всего, откажется.

Российский транзит в 2012 году занимал около 39% грузопотока крымских портов. Причем он был сосредоточен в основном в Керчи

А это значит, что крымчанам, которые зарабатывают в основном в курортный сезон, придется в этом году затянуть пояса. Возможна потеря рабочих мест и как следствие – рост преступности. И это тоже не добавит региону привлекательности в глазах туристов. Накалять ситуацию также могут протестные настроения крымских татар.

Грузы Грузовой сектор также не сможет похвастаться радужными перспективами. Как уже отмечалось, на границе полуострова появятся дополнительные пункты таможенного и пограничного контроля. А это значит, что оформление товарных потоков здесь увеличит время прохождения грузов по маршруту, что вряд ли устроит отправителей, которые уже сейчас занимают выжидательную позицию и не направляют свою продукцию в крымские порты, тем самым лишая их возможности заработать. Кроме того, повторимся, тарифы на транспортировку будут приведены к уровню РЖД. А это значит, что товары, которые направляются в или из Украины, будут переориентированы на другие гавани. Например, металлы из Севастополя могут перенаправить в Николаев и Одессу. Уголь из Керчи уйдет в Южный, нефтепродукты из Феодосии – в Херсон. И украинские грузы - это, ни много, ни мало, порядка 50% грузопотока крымских портов по итогам 2012 года.

Российский транзит в 2012 году занимал около 39% грузопотока крымских портов. Причем он был сосредоточен в основном в Керчи, сюда гавани удобно подвозить грузы по Керченской паромной переправе либо перегружать на рейде с мелкотоннажных судов на более крупные. Небольшая доля транзита припадает и на Феодосию. Но Севастополь, который находится на противоположном конце полуострова и ориентируется преимущественно на экспорт из Украины, пострадает значительно больше. Сложности будут и у Евпатории, у которой экспорт, импорт и грузы внутреннего сообщения занимают более 50% в общем объеме.

Чтобы перенаправить потоки из других черноморских портов России в АРК, необходимо будет расширить подъездные пути и построить мост через Керченский пролив. Но все это проекты не одного дня, которые требуют длительной разработки, экспертизы, согласований, выделения средств в бюджете. А в это время крымским портовикам и железнодорожникам нужно будет что-то зарабатывать. Поэтому в случае аннексии транспортному сектору полуострова в ближайшем будущем, по всей вероятности, придется затянуть пояса.