Технический прогресс не перестает удивлять изобретениями в транспортной сфере. Проекты, которые когда-то казались фантастическими, сейчас становятся вполне реальными, а впоследствии – частью нашей повседневной жизни. Стремясь соответствовать духу времени, британский холдинг Rolls-Royce Holdings Plc (производитель двигателей и турбин) недавно заявил о разработке беспилотных грузовых морских судов. В то же время, команда разработчиков Blue Ocean, входящая в структуру холдинга, создала в своем офисе в Олесунне (Норвегия) виртуальный прототип, который имитирует 360-градусный обзор судна с капитанского мостика. Также, в компании заявляют, что капитаны, находясь на суше, смогут использовать подобные центры управления для командования сотнями судов без экипажа.

Экономно и выгодно Идея создания автоматизированных, беспилотных судов не столь нова, как кажется на первый взгляд. Уже не первое десятилетие Евросоюз финансирует фундаментальное исследование "Морская беспилотная навигация", в рамках которого исследователи готовят прототип для моделируемых ходовых испытаний с целью оценки затрат и выгод технологии.

Однако только в прошлом году концерн Rolls-Royce начал разрабатывать дизайн беспилотного морского судна. Судя по всему, холдинг решил всерьез заняться судостроением. Напомним, что Rolls-Royce более известен как производитель автомобилей класса "люкс", а также двигателей для самолетов и турбин. И только 16 процентов выручки компании приходится на судостроение. Стоит отметить, что судоходная отрасль с оборотом в 375 миллиардов долларов играет ключевую роль в мировой торговле. По данным Rolls-Royce, морем перевозится 90 процентов грузов.

Каковы же аргументы разработчиков в пользу столь амбициозного проекта? Прежде всего, это безопасность, дешевизна и экологичность. По мнению вице-президента компании по инновациям в судостроении и морских технологиях Оскара Левандера (Oskar Levander), суда без экипажа будут более дешевыми, безопасными и будут меньше загрязнять окружающую среду.

В первую очередь, беспилотные суда позволят экономить еще во время постройки, поскольку в их конструкции отсутствует мостик, где проживает экипаж. Соответственно не нужно тратиться на установку и дальнейшее обслуживание электричества, водоснабжения, канализации, кондиционеров и т.д. Вместо этого, беспилотное судно сможет взять на борт больше грузов, увеличив прибыль судовладельца. По словам Левандера, такие суда перед загрузкой будут на 5 процентов легче обычных и как следствие – потребление топлива сократится на 12-15 процентов.

Отсутствие экипажа на судне также позволит сэкономить солидную сумму средств. Так, согласно подсчетам консалтинговой компании Moore Stephens LLP, содержание экипажа большого контейнеровоза обходится в 3299 долларов в день, что составляет почти 44 процента от общего объема операционных расходов. Экипаж заменят компьютеры, которые будут постоянно мониторить и анализировать ситуацию на судне и за его пределами. В этом им будут помогать камеры и датчики, способные гораздо лучше, чем человеческий глаз, обнаруживать препятствия в воде. По мнению Левандера, такой способ управления судном является более безопасным, чем существующий ныне. Отметим, что, по данным Allianz Global Corporate & Specialty AG, причиной большинства несчастных случаев на море является усталость. Несмотря на значительное снижение данного показателя, общие потери все еще остаются достаточно большими.

Беспилотные суда будут способствовать снижению таких рисков как пиратство, поскольку захват заложников становится невозможным.

Кроме того, беспилотные суда будут способствовать снижению таких рисков как пиратство, поскольку захват заложников становится невозможным. Соответственно судовладельцам не нужно тратить большие суммы на выкуп и репатриацию моряков.

Несмотря на отсутствие экипажа на борту, беспилотные корабли по-прежнему нуждаются в капитанах, которые бы ими управляли удаленно, и в персонале для ремонта и разгрузки в порту. Вместе с тем, разработчики уверены, что эти работники будут иметь более высокий уровень оплаты труда по сравнению с работой в море.

С людьми лучше? Озвученные выше положительные стороны проекта порождают массу критических вопросов к холдингу Rolls-Royce. Уже сейчас многие морские компании, страховые агентства, профсоюзы и регуляторные органы сомневаются в экономности, безопасности и эффективности беспилотных судов. Именно этот скептицизм может поспособствовать закрытию проекта еще на начальной стадии.

По мнению главного исполнительного директора сертификационной компании DNV GL Тора Свенсена (Tor Svensen), беспилотные суда ввиду больших финансовых затрат вряд ли появятся в обозримом будущем, хотя технических возможностей для реализации задумки вполне достаточно. В то же время, секретарь Международной ассоциации классификационных обществ Дерек Ходжсон (Derek Hodgson) отметил, что на данный момент не разработаны единые правила сертификации беспилотных судов и каждая из 12 компаний-участниц ассоциации может разработать свои собственные стандарты.

В настоящее время беспилотные суда в соответствии с международными конвенциями являются незаконными. Как заявил Саймон Беннетт (Simon Bennett), представитель Международной палаты судоходства, данный вопрос сейчас серьезно не рассматривается. Кроме того, Международная морская организация (ИМО) не получала каких-либо предложений по поводу дистанционно управляемых судов. Пока беспилотные суда не будут соответствовать правилам ИМО, они будут рассматриваться как немореходные и как такие, что не подлежат страхованию.

В то же время, Международная федерация работников транспорта (МФТ), объединяющая около 600 тысяч моряков во всем мире (из более чем 1 млн), открыто выступила против создания беспилотных суден. По мнению председателя секции моряков МФТ в Лондоне Дэйва Хэйндела (Dave Heindel), компьютер не сможет заменить человека в экстренных ситуациях: "Человеческий фактор является одной из первых линий защиты в случае выхода из строя оборудования ввиду неожиданных и резких изменений условий, характерных для морей". В данном контексте отметим, что беспилотные суда уязвимы для компьютерных вирусов и атак хакеров. Это, в свою очередь, требует значительных инвестиций в систему защиты программного обеспечения.

Несмотря на всю важность и революционность проекта Rolls-Royce по созданию беспилотных суден, споры вокруг их будущего ведутся, прежде всего, теоретиками. Судовладельцы пока не очень заинтересованы в столь кардинальных изменениях своей деятельности. Пока что ни один член Балтийского и международного морского совета, контролирующего около 65 процентов мирового флота, не поднял вопрос о беспилотных судах.

Как бы там ни было, холдингу Rolls-Royce удалось сыграть на опережение и закрепить за собой славу первопроходца в продвижении такого революционного проекта. Что будет дальше и кто победит? Человек или компьютер? Покажет время.

Подготовил Николай Засядько по материалам Bloomberg