Украинское правительство пока так и не смогло договориться с Турцией о прохождении танкеров для перевозки сжиженного природного газа через пролив Босфор. А без этого, как утверждают украинские чиновники, нет смысла приступать к строительству LNG-терминала в порту "Южный", что снизило бы зависимость от российского газа. Хотя здесь, пожалуй, дело в большей мере в том, хватит ли им решительности отстоять свою позицию. Ведь для судов длиной не более 300 метров дополнительное разрешение на прохождение не нужно, так что запрещать Турция не может – она обязана соблюдать положения Конвенции Монтре от 1936 года о свободе мореплавания в Черноморских проливах.

Читайте также Жмем на газ: какая экономика проекта LNG-терминала в новых условиях

При этом сам проект уже давно готов, и в его реализации готовы участвовать зарубежные компании. Например, японская корпорация Mitsui&Co, Ltd, по словам главы Госинвестпроекта Сергея Евтушенко, выразила готовность поставлять оборудование и представлять инжиниринговые услуги при строительстве завода по регазификации сжиженного газа.

Однако украинское правительство рассматривает и другие варианты получения газа. В частности, рассматривается вариант поставки газа в Украину из Польши. Наряду с возможностью использования реверсной трубы, по информации ЦТС, прорабатывается и вариант доставки сжиженного газа  по железной дороге в специальных цистернах. Дело в том, что польском Свиноустье возле балтийского порта Щецин строится крупный LNG-терминал. Для реализации проекта Польша взяла у Европейского банка реконструкции и развития в кредит 100 миллионов долларов Договор с ним польская компания Gaz-System подписала еще 4 октября 2012 года.

Строительство началось в марте 2011 г. Часть затрат обеспечили субсидии ЕС.

"Терминал в Свиноустье имеет ключевое значение как для польской энергетики, так и для энергетической безопасности всего центрально-европейского региона", – отметил тогда управляющий директор ЕБРР Рикардо Пулити. Стратегической инвестицией для энергетической безопасности страны считает проект и польское правительство. Терминал позволит принимать до 5 миллиардов кубометров природного газа, есть также возможность увеличить мощность до 7,5 миллиардов.

Ожидается, что завезенный в Польшу морем газ будет транспортироваться в другие страны. В частности, по всему региону Балтийского моря его будут доставлять небольшие специальные танкеры. О своем интересе к закупке сжиженного газа у Польши Украина заявляла давно – о соответствующих переговорах с польской стороной говорил еще тогдашний премьер-министр страны Николай Азаров. В нынешних условиях потребность, несомненно, только увеличилась.

Все заинтересованы в создании газового хаба – и продавцы, и покупатели. И такой хаб можно создать на западной Украине.

Как отмечал в прошлом году руководитель отдела стратегии оператора терминала Polskie LNG Т.Таньский, "интерес в области повторной газификации со стороны как польских, так и иностранных фирм, намного превысил наши ожидания и даже мощности, которые обозначены в планах расширения до 7,5 миллиардов кубометров в год".

Тем не менее, по мнению главы енергетического клуба Q Club Александр Тодийчука, шансы договориться с Польшей о поставках довольно велики. "Первая очередь терминала – пять миллиардов кубов газа, а законтрактировано полтора миллиона. Между тем, у Европы есть заинтересованность в создании интерконнектора. Все заинтересованы в создании газового хаба – и продавцы, и покупатели. И такой хаб можно создать на западной Украине, на базе существующих хранилищ" (в управлении "Укртрансгаза" находятся хранилища на более чем 30 миллиардов кубометров газа – ред.), – пояснил он ЦТС.

photo

Глава Комитета энергетической независимости Украины Иван Надеин в прогнозах более сдержан. "Не уверен, что Польше хватит того газа, который она станет получать по морю, что бы поделиться еще и с Украиной. Но если мы будем платить более высокую цену, то могут все-таки продать", – прокомментировал он ЦТС.

Тодийчук напоминает, что США уже сейчас готовят на перспективу свою собственную инфраструктуру для поставок сжиженного сланцевого газа в Европу, и вся Европа надеется на Америку – что бы диверсифицировать поставки энергоносителей и уменьшить зависимость от России. Правда, Америка подчеркивает, что только на их газ особо надеяться не приходится. Президент США Барак Обама уже советовал Европе расширить поиски собственных энергоресурсов. Собственно, та же Польша в первую очередь рассчитывает на газ катарский.

Если сроки не сорвут, то первые танкеры придут в Свиноустье уже вначале следующего года. Изначально речь шла о строительстве терминала к средине 2014-го, но теперь, согласно озвученным планам, его должны построить до конца года. По последним сообщениям, терминал готов на 89%, на объекте задействовали полторы тысячи человек, и работы ведутся в три смены.

Если сроки не сорвут, то первые танкеры придут в Свиноустье уже вначале следующего года.

Что касается способов доставки газа из Свиноустья, то вариантов два: либо строительство газопровода, либо железная дорога. Однако, возможность транспортировать газ с  Балтийского моря цистернами вызывает у экспертов серьезные сомнения. "Этот способ менее удобный, по сравнению с транспортировкой по трубе, и он более дорогой. Кроме того, он создает дополнительную нагрузку на работу железной дороги – теоретически нам необходимо в таком случае каждый день принимать большое число составов", – говорит Иван Надеин. "Такой вариант может быть для Украины только запасным, при чем на какой-то крайний случай", – считает эксперт.

Собственно, подобная практика в мире есть, но цистернами СПГ перевозят там, где нет возможности доставить газ иначе. Кроме того, Украина не располагает специальными цистернами для транспортировки сжиженного газа. Как говорят специалисты, такие цистерны отличаются от тех, в которых перевозят пропан-бутан. Емкости под перевозку сжиженного газа более сложны по конструкции, создать их труднее. Правда, обычно парк таких цистерн имеет компания-отправитель. А еще для регазификации сжиженного газа необходим завод, так что перекачивать таким образом мелкие партии проблематично.

Строительству терминала сопротивлялись немцы, высказывая претензии к экологичности проекта