в начало
Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

Главный логист "Укрпочты" –
интервью с Александром Перцовским

Чем опыт DHL может быть полезен "Укрпочте", какие реформы ожидают логистику компании, почему Киев лучше Сингапура и как Ли Куан Ю влияет на реформу почты в Украине. Об этом первый заместитель гендиректора "Укрпочты" Александр Перцовский – в эксклюзивном интервью порталу ЦТС.

Николай Засядько 03 ноября 2016

В сентябре глава "Укрпочты" Игорь Смелянский представил свою команду, которая займется корпоратизацией и реформированием почтового оператора. В эту команду попал и бывший топ-менеджер логистического гиганта DHL Александр Перцовский. Финансист по образованию, который по воле случая оказался в глобальной логистической компании, но ни минуты не жалеет о своем выборе. К тому же, стремление к глобальности и познанию мира было присуще Александру еще со студенческих лет. География его перемещения поражает: Украина, США, Канада, Сингапур, Япония, Китай… Собственно, как и карьера – от консультанта до топ-менеджера консалтингового подразделения DHL.

Сейчас Александр Перцовский оставил теплый Сингапур и вернулся в прохладный Киев, чтобы применить на родине накопленный опыт. В начале октября Перцовский вступил на должность первого заместителя гендиректора "Укрпочты". Ключевые направления, за которые он ответственен – логистика, транспорт и клиентские решения. Именно эта проблематика нас интересовала, прежде всего, но наш разговор начался с более личных вопросов – о личных качествах, образовании, Сингапуре и книгах.

 

Как вы можете охарактеризовать себя в трех словах?

Подойдет не прилагательными?

На ваш выбор.

Я бы сказал… энергия, глобальный опыт, и любопытство докапываться до деталей. Получилось чуть больше, чем три.

Это энергия "бросала" вас по миру?

Думаю, да. Я учился в Киеве, в Университете Тараса Шевченко. Но хотелось двигаться дальше, и поехал в Соединенные Штаты, где после окончания бизнес-школы начал строить глобальную карьеру. Хотел не просто попутешествовать, а столкнуться с разными культурами, с разными моделями ведения бизнеса. Да, именно энергия и желание открыть что-то новое и интересное остаются главными движущими силами.

Вы упомянули о переезде в США. Насколько я знаю, у вас также была практика в Палате общин Канады. Расскажите, как вы туда попали и зачем?

Действительно, я участвовал в Канадско-украинской парламентской программе стажировки. Через нее прошло очень много украинцев, в том числе будущие министры, депутаты. Программу финансировала украинская диаспора в Канаде.

Что вам запомнилось из этой стажировки?

Я увидел совсем другое качество бюрократии. Я работал в офисе члена парламента. Моей функцией была оптимизация работы с жалобами. Во время практики я увидел, что эта работа делается не для галочки. Жалобы мы анализировали, структурировали, затем на их основе готовили законопроекты либо проводились встречи с соответствующими ведомствами. Я видел, что люди, работавшие там, относились к этой работе с особым интересом. Это первый момент.

Демократизм начинается с гендирекции. Мы начали с головы, но хотим, чтобы этот дух был и на местах. 

Второй – демократичность. Член парламента, с которым я работал, сделал хорошую карьеру в бизнесе. Несмотря на это, меня всегда удивляла его простота в общении. Это относилось и к другим парламентариям. Мы, молодые стажеры, частенько общались неформально, иногда наши собрания проходили в компании с членами парламента.

Эту демократичность в "Укрпочту" планируете привнести?

Конечно, хоть это и непростой процесс. Демократизм начинается с гендирекции. Взгляните на команду Игоря Смелянского. Мы начали с головы, но хотим, чтобы этот дух был и на местах. Сейчас мы привлекаем новых людей к операционной работе. Так, 19 октября состоялась презентация новой команды в Киевском сортировочном центре – крупнейшем в сети "Укрпочты". Это люди рабочего настроя, с большим опытом в логистике, готовые быстро реализовать изменения. Можно сказать, что демократизм потихоньку идет на следующие уровни. 

Вы учились на финансиста. Как же вы попали в логистическую отрасль?

Особого плана или настроя связать судьбу с логистикой у меня изначально не было. Когда я учился в Brandeis University Business School, я попал на конференцию в MIT (Массачусетский технологический университет), во время которой компания DHL искала новых людей. Это был интересный выбор с возможностью для глобальной карьеры. Впоследствии я осознал еще одну причину, которая заставила меня остаться в логистике. Это то, насколько разноплановой является эта сфера - позволяет глубоко разбираться во многих смежных вещах, необходимых для того, чтобы отстроить правильную логистику – в производстве, продажах, маркетинге и так далее.

Какие должности вы занимали в компании DHL?

Я присоединился к консалтинговому подразделению DHL, которое занималось двумя направлениями: разработка и внедрение масштабных проектов внутри всей группы по всему миру, а также оказание консалтинговых услуг в сфере логистики внешним компаниям. Я начинал с должности консультанта и дорос до ассоциированного партнера, то есть одного из руководителей этого подразделения.

То есть вы оказывали консалтинговые услуги и другим операторам?

С конкурентами DHL мы не работали. В основном, мы сотрудничали с национальными почтовыми операторами или ритейлерами, компаниями из e-commerce, hi-tech, автомобильного, фармацевтического сектора и другими крупнейшими игроками из разных отраслей, для которых мы выстраивали системы поставок и логистики.

Есть два момента в работе DHL , которые релевантны и для "Укрпочты". Во-первых, это понимание, что очень многое в логистике зависит от людей. Во-вторых, это ориентация на клиента.

Какой опыт вы вынесли из работы в DHL?

Есть два момента, которые релевантны и для "Укрпочты". Во-первых, это понимание, что очень многое в логистике зависит от людей, поэтому DHL инвестирует не только в самолеты и IT-системы, но и в персонал. Это единственная компания отрасли, которая проводит масштабную профессиональную сертификацию для всего персонала. Если вы придете в отделение этой компании, то вы увидите заряженных и мотивированных людей. Во-вторых, это ориентация на клиента. У DHL есть много интересных программ. Например, программа "Straight to the top", благодаря которой клиенты могут обратиться со своей проблемой напрямую к топ-менеджеру компании, а тот обязан ее решить в кратчайшие сроки.

О Сингапуре и книгах

Вы жили, учились и работали в США, но затем переехали в Сингапур. Почему?

США – это интересный рынок со своими более-менее устоявшимися процессами. Там я научился их улучшать и совершенствовать. Азия – это совсем другое. Сингапур – это одна из логистических столиц мира и хаб для Азиатско-Тихоокеанского региона, который обладает громадным потенциалом для роста. На рынок Китая все хотят зайти. Мне доводилось строить системы поставок и в эту страну. Так же быстро растет рынок Индонезии, как и всей Юго-Восточной Азии в целом. Эти рынки очень динамичны.

Почему же вы променяли теплый Сингапур на холодный Киев?

Когда мои друзья, знакомые и коллеги узнали о том, что я еду в Украину, мнения разделились по географическому принципу. Все, кто были в Украине, говорили, что это нелогично и поменять госкомпанию не получится. А коллеги, друзья, которые были за границей, наоборот, говорили, что это здорово и интересно привести международный опыт в страну, где ты родился и вырос. Я считаю это абсолютно логичным выбором и докажу это скептикам.

Это для вас некий личный вызов?

Можно и так сказать, но я не воспринимаю это так. В "Укрпочте" работает 76 тыс. человек. Это судьбы многих людей и благополучие их семей. Это большая ответственность. Для меня это не эксперимент,  а взвешенное решение. Я за это взялся, поскольку вижу, что компанию можно изменить. Сейчас, когда практически полностью сформирована операционная команда, моя уверенность возросла. Мой первый рабочий день в "Укрпочте" прошел на форуме Ukrainian E-Commerce Congress 2016. Интерес со стороны клиентов еще раз убедил меня в правильности решения и возможности вывести "Укрпочту" на новый уровень.

Тяжело ли было европейцу в Сингапуре?

В плане климата вначале было жарковато, но затем привык. А что касается культуры, то Сингапур – это космополитический мегаполис. Для жизни в Азии это, наверное, самый комфортный город. Сингапур также интересен своим путем борьбы с коррупцией и создания эффективной государственной машины (указывает на книгу Ли Куан Ю "Hard Truths To Keep Singapore Going", лежащую на столе. – ЦТС).

10

Когда я приехал в Сингапур, то увидел, как все слаженно и эффективно работает. В этой книге рассказывается о сложностях и неверии, с которыми сталкивался Ли Куан Ю в начале пути. Мне очень нравится история о строительстве аэропорта Чанги. Ли Куан Ю решил построить новый современный аэропорт, но консультанты после проведения подсчетов убеждали его в обратном: новый аэропорт будет очень дорогим, проще построить новую взлетную полосу в существующем. Ли Куан Ю был непреклонен в своем замысле и несколько раз отправлял этих  консультантов пересчитывать. И только на третий раз они согласились с ним. В результате строители нарастили землю, на которой возвели аэропорт. Сейчас это один из самых загруженных аэропортов мира.

Кроме Ли Куан Ю, что еще читаете?

Сейчас, например, я читаю отчеты по обработке заявок на субсидию. Это очень важная социальная функция "Укрпочты". Сейчас очень много времени трачу на работу, вхожу в курс дел, поэтому на другое чтение остается мало времени. Перед возвращением в Украину я нашел и прочитал именно украинскую книгу – об оптимизации систем почтовой связи Леонида Ящука. Это "патриарх" систем почтовой связи из Одесской национальной академии связи. Сейчас большинство задач, описанных в книге, конечно, решаются с помощью программного обеспечения. В этой же книге автор "в ручную" решал задачи оптимизации почтовых сетей математически.

(Помимо книги Ли Куан Ю, на столе у Александра Перцовского лежит две книги – по истории почты и с фотографиями Сингапура. – ЦТС)

О преобразованиях в "Укрпочте"

Вы много говорили о заграничном опыте. Что вы хотите поменять в "Укрпочте"?

Я курирую пять направлений. Пройдусь по каждому из них и назову ключевые вещи, которые планируем сделать. Первое – это управление логистической сетью. Сеть "Укрпочты" состоит из 35 логистических центров, включая ключевой хаб в Киеве. Если о конкретных планах на этот квартал – начало следующего года, то мы намерены навести порядок в первую очередь в Киевском сортировочном центре. Я уже говорил, что мы привели туда новую, энергичную, и, в то же время, опытную команду. Одной из проблем в работе логистического центра является взаимодействие между цехами. Нет слаженной работы, поэтому время обработки посылок там иногда затягивается на дни. Также мы рассматриваем введение новой системы оплаты труда и мотивации персонала на сортировке. Ориентируемся на сдельную систему вознаграждения, в зависимости от выработки. Через киевский хаб проходит порядка 60-70% всей корреспонденции по Украине, поэтому работа этого центра крайне важна для всей сети "Укрпочты" и будет ощутима для клиентов.

У "Укрпочты" 3,6 тыс. единиц транспорта. Одной из приоритетных задач стоит запуск системы телеметрики, то есть отслеживания автотранспорта.

Следующее направление – это транспорт. У "Укрпочты" одно из самых больших автотранспортных хозяйств в стране – 3,6 тыс. единиц. Одной из приоритетных задач на этом направлении у нас стоит запуск системы телеметрики, то есть отслеживания автотранспорта. "Укрпочта" когда-то закупала GPS-устройства для автомобилей, но по разным причинам мониторинг до сих пор не работает в полной мере. Сейчас такие устройства реально работают менее, чем на 900 автомобилях. Будем запускать это решение на полную мощность. Другая проблема – отсутствие аналитики по пробегу конкретной машины, данных по каждому водителю и так далее. Сбор и анализ такой информации позволит оптимизировать наши затраты на горюче-смазочные и другие расходные материалы.

Игорь Смелянский говорил, что в сельской местности "Укрпочта" может заключить соглашение с автобусными перевозчиками по поставке посылок и не гонять машины ради трех конвертов. Будет ли внедряться такая схема?

Сейчас эта идея на уровне оценки. Я хотел бы уточнить, что есть разные сельские отделения. Одни имеют неплохую загрузку, другие – нет. В случае с первыми у нас стоит задача загрузить их на полную мощность. Но есть села с малой плотностью населения. Мы не можем оттуда уйти и как национальный почтовый оператор обязаны предоставлять услуги почтовой связи. В этом случае нужно рассматривать альтернативные варианты для уменьшения затрат. Какие именно предложения будут внедрены, я пока не могу сказать – будем запускать пилоты и оценивать их эффективность.

С "Укрзализныцей" не планируете сотрудничать в плане доставки посылок?

Немного расскажу об истории взаимодействия "Укрпочты" и "Укрзализныци". Изначально почтовая сеть была построена вокруг железной дороги. Если вы посмотрите на сортировочные терминалы, то во многих городах они находятся вблизи вокзалов. Раньше для перевозки использовались почтовые вагоны, и почту удобнее всего было выгружать на станциях. Затем доставка почты была переведена на автотранспорт, но логистические центры уже были возведены. Поэтому наша сеть не оптимальна. Во многих городах терминалы находятся в центре, это создает некоторые неудобства при доставке посылок.

Помимо этого, когда перевозка почты осуществлялась по железной дороге, то в вагонах происходила и сортировка. Это был своего рода сортировочный терминал на колесах. Кстати, мой дядя когда-то ездил в таких вагонах. Доводилось вместе с ним сортировать письма в пути.

Сейчас реально вновь задействовать вагоны в перевозке почты?

Сейчас использовать железную дорогу в почтовых перевозках попросту невыгодно. Все расчеты подтверждают это. Собственно, по этой причине перевозка почты была переведена на автотранспорт. Тем не менее, в некоторых ситуациях возможно использование ж/д вагонов. Например, в случае плохих погодных условий, если дорогу замело или сильный гололед, а доставить посылки можно только по железной дороге. Это может быть выходом из кризисной ситуации, не более. В целом, задействование железной дороги будет нерационально и только усложнит цепь доставки.

Сейчас использовать железную дорогу в почтовых перевозках невыгодно. Все расчеты подтверждают это. 

У "Укрпочты" остались почтовые вагоны?

Нет.

Давайте поговорим о логистических центрах. Что вы планируете изменить в их работе? Какие технологии будете внедрять?

Не секрет, что сейчас сортировка корреспонденции в логистических центрах происходит вручную. Конечно, автоматизация нужна, но и у ручной сортировки есть потенциал для совершенствования, и лидеры логистики не отказываются от нее по ряду причин. Главная из них – для внедрения автоматизации необходима стандартность упаковки, а нестандартные отправления будут всегда. Приведу пример. Недавно компания DHL открыла крупнейший в Европе сортировочный центр в Германии. Он сортирует 50 тысяч посылок в час. Большинство отправлений стандартного формата, но минимальное количество все равно сортируется вручную. Речь идет о нестандартных посылках – велосипедах, гитарах и так далее.

Объемы посылок, которые проходят через наш главный логистический центр, свидетельствуют о большом количестве нестандартных посылок. Поэтому сейчас мы оцениваем, насколько будет выгодно внедрение автоматизации или, быть может, лучше сосредоточиться на совершенствовании процессов, разделении потоков, ограниченной автоматизации там, где сразу заметна окупаемость и эффективность. Например, удлинить транспортер или поставить два транспортера, чтобы посылки расходились по линиям. Любое внедрение новых технологий должно быть оправдано финансово.

В данный момент перед нами стоит задача повысить эффективность сортировки в рамках существующих технологий. После этого, когда нарастим объем обрабатываемых посылок до определенного показателя,  вопрос автоматизации станет более насущным, и у нас появится больше средств для приобретения нового оборудования. Скорее всего, это будет касаться посылок. Инвестировать в автоматизацию обработки падающего объема писем – вряд ли будет целесообразно.

За какие направления вы еще отвечаете?

Еще одно направление, за которое я отвечаю, – это развитие продуктов и клиентские решения. Сейчас мы активно привлекаем клиентов из сегмента e-commerce, поэтому очень важно иметь людей, которые могут работать с клиентами в этом направлении и создавать для них решения. В частности, мы планируем не только доставлять посылки наших клиентов, но и предоставлять им свои складские площади.

Есть еще два направления. Первое из них – это процессы и технологии. Здесь ключевая задача – создать адекватную систему мониторинга качества. Также нам необходимо ликвидировать ненужные или бесполезные процессы, которые только создают неудобства для наших клиентов. И последнее направление – международное. Не хочу выдавать всех секретов. Скажу только, что мы, в том числе, хотим помочь украинским маленьким компаниям каналами "Укрпочты" отправлять свои товары за рубеж и, наоборот, украинцам покупать товары за рубежом.

Необходимо ликвидировать ненужные или бесполезные процессы, которые только создают неудобства для наших клиентов. 

Есть ли достижения на этом направлении?

Конечно, есть, но многое в работе прямо сейчас и не могу всего  рассказывать. Отмечу сотрудничество с крупнейшим интернет-холдингом Китая Alibaba. 11 ноября в Китае отмечается День холостяков (Singles' Day), это "черная пятница по-китайски". В этот день Alibaba устраивает массовые распродажи. В 2015 году объем продаж только за этот день составил более 14 млрд долларов. Украинцы также покупают товары у Alibaba, в основном, через платформу AliExpress. Хочу сказать нашим клиентам: "Покупайте, мы доставим!". На днях запускаем с Alibaba партнерскую маркетинговую кампанию, а также готовимся операционно "переварить" пиковые объемы.

То есть украинцы при заказе на Alibaba смогут выбрать доставку "Укрпочтой"?

Там не будет написано, что это "Укрпочта". Но, если при выборе способа доставки покупатель выберет стандартную доставку, то в этом случае  большинство посылок попадет к нам, через наших партнеров – почтовые службы Китая, Гонконга, Сингапура, Нидерландов, Эстонии. Сейчас мы работаем с ними по согласованию всех нюансов доставки. В этот день объем посылок вырастает в разы и очень важно избежать возникновения задержек.

О работе, семье и отдыхе 

Что бы вы хотели поменять в кабинете?

В этом кабинете я совсем недавно и пока что ничего не менял. Прежде всего, мне не нравится сама концепция. До этого я очень много работал в открытых офисах со стеклянными стенами. Поэтому в отдельном кабинете, окруженном каменными стенами, мне не хватает общения, и я стараюсь держать дверь открытой. Это предрасполагает к более живому общению. Но ломать здесь стены я не собираюсь. Сейчас для меня важен другой момент – видеть наши операционные показатели. Целесообразно, чтобы в кабинете на дисплее были бы видны эти данные, например, время обработки посылок на нашем киевском хабе. Хочу в реальном времени видеть эту цифру перед собой.

Игорь Смелянский упоминал, что команда работает допоздна, так ли это?

Да. Я вас могу пригласить, прийти проверить (смеется – ЦТС). Подобный график для меня привычен. До этого я очень много работал на проектной основе с не менее жесткими требованиями к срокам выполнения задач.

Как семья воспринимает такой график?

Семья у меня разбросана. Родители живут в Украине, брат – в Южной Корее, а девушка пока остается в Сингапуре. Но мы всегда находим время поговорить по Skype.

Девушка - украинка?

Да, украинка, Ирина – родом из Харькова. Я хотел бы ее отдельно поблагодарить за то, что она с пониманием приняла мое решение и отпустила меня работать в Украину.

А вы отдыхаете?

В данный период не до отдыха. До назначения в "Укрпочту" я увлекся параглайдингом (полеты на параплане. – ЦТС). Я прошел сертификацию на начальную степень пилота. Я попробовал этот вид спорта в Швейцарии. Возможно, он есть и в украинских Карпатах, пока не было времени изучить. Как только выдастся время – обязательно разыщу энтузиастов этого спорта в Украине.

Чем выше гора, с которой ты стартуешь, тем дольше ты паришь и больше шансы поймать восходящий поток.

Мне очень нравится ощущение полета, когда ты срываешься с горы и летишь. Из этого своего хобби я извлек два урока. Первый – страшно может быть решиться и стартовать, но вовсе не в самом полете. Второй – чем выше гора, с которой ты стартуешь, тем дольше ты паришь и больше шансы поймать восходящий поток. Если философски взглянуть на это, то можно перефразировать. Чем масштабнее дело, за которое берешься, тем больше вариантов найти решение и большего можно достигнуть. "Укрпочта" как раз и является таким делом. Это такая жизненная метафора.

И последний вопрос. Какие черты цените больше всего?

Раньше я работал в международных организациях, где ключевым фактором при наборе в свои команды определял компетенцию и умение доводить дело до конца. Сейчас все больше убеждаюсь, что порядочность и честность – критично важные черты, чтоб решить с кем идти одной дорогой. 

 

Читайте также "Укрпочта" станет успешным финансово-логистическим оператором – интервью с Игорем Смелянским

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.