"Укрпочта" – один из крупнейших государственных активов. 50 млн грн прибыли, 11,5 тысяч отделений по всей стране, 3,6 тысяч единиц автотранспорта и свыше 20 логистических центров. Несмотря на масштабы, предприятие проигрывает конкурентам по эффективности, и, как следствие, теряет долю на рынке.

В начале июля, в компанию пришел новый генеральный директор – Игорь Смелянский. Ранее он работал в американских финансовых институциях, теперь планирует превратить украинского почтового оператора в эффективную компанию. Прежде всего, она нуждается в автоматизации деятельности и изменении логистики.

Помимо этого, "Укрпочта" будет преобразована в акционерное общество, у которого появится новая составляющая – почтовый банк. Как именно и в какие сроки будут происходить эти преобразования, Игорь Смелянский рассказывает в интервью порталу ЦТС.


О переменах в "Укрпочте"

Недавно исполнился месяц, как Вы возглавили "Укрпочту". Как прошел для Вас этот месяц?

Первый месяц прошел напряженно, но интересно. Это знакомство с компанией, с коллективом. Мне необходимо было понять, кто из старой команды может остаться. Это были основные приоритеты. Были и текущие вопросы – финансовый план, подготовка к зиме и т.д. В целом, я не могу сказать, что я был удивлен: я увидел то, что ожидал. Я считаю, что это нормальная база, чтобы строить компанию дальше. Конечно, в бизнесе изменения можно внедрять проще и гораздо быстрее, чем на почте. Но в этом есть определенный азарт.

Вы уже приняли решение по изменению руководящего состава?

Во-первых, я благодарен профсоюзам. Нам удалось изменить коллективный договор. Тот договор, который был ранее, не позволял качественно изменять коллектив, и честно, открыто платить нормальные зарплаты. Обновление команды уже идет. У нас новый финансовый директор, новый директор по персоналу, новый директор по IT. Я думаю, в течение сентября мы завершим формирование команды.

Обновление команды уже идет. У нас новый финансовый директор, новый директор по персоналу, новый директор по IT.

Количественно руководящий состав будет сокращаться?

Пока что сложно ответить на этот вопрос. Сейчас мы намерены централизировать многие функции. Например, у нас есть "Автотранспочта" и 22 автобазы по филиалам. В результате, ко мне приходит большое количество обращений из региональных дирекций с просьбой перебросить машины из Запорожья в Днипро или еще куда-то. Еще один пример. Каждый филиал закупает себе запчасти на машины. Один филиал может закупать одно количество тормозных колодок, другой – в несколько раз больше и чаще. Это неэффективно. Так работать нельзя. На местах нужно заниматься продажами и обслуживанием, а бэк-офисом и логистикой – централизовано.

Какие изменения ожидают "Укрпочту", помимо централизации?

Некоторые функции мы будем расширять. В частности, мы уже увеличили службу безопасности. Будем менять коммерческий блок, из-за некачественной работы которого мы потеряли долю на рынке. Я выделил из него сегмент e-commerce (электронной торговли). За это направление будет отвечать мой заместитель. Это очень важный сегмент. В этом году объемы продаж интернет-магазинов впервые в истории превысили объемы продаж обычных магазинов. Это мировая тенденция, и дальше она будет только нарастать. Также мы создаем единый операционный блок, который будет включать все сортировочные центры, которых сейчас насчитывается больше 20, и транспорт. Мы ходим создать слаженную и качественную систему доставки.

Будем менять коммерческий блок, из-за некачественной работы которого мы потеряли долю на рынке. 

А раньше система не работала слаженно?

Она работала, но сроки доставки посылок и писем были неудовлетворительными для наших клиентов. Это случалось из-за сбоев в логистике, низкого уровня автоматизации и т.д. Я уже неоднократно говорил, скажу еще раз: все письма в Украине сортируются вручную. О каком качестве и скорости можно говорить!

Сортировочных центров "Укрпочты" сейчас насчитывается более 20.

Вы говорили об изменениях функционала. Планируете ли менять систему оплаты труда, например, повысить зарплату сотрудникам?

В "Укрпочте" пока существует "советская" система. Кроме зарплаты, выплачиваются всевозможные премии, надбавки, доплаты. Эти надбавки выплачивались по разным принципам. Я хочу поменять систему мотивации сотрудников. Будут установлены показатели, выполнив которые сотрудник или все сотрудники отделения получат премию. Но вначале необходимо изменить функционал сотрудников и автоматизировать их работу. В результате, у операционистов появится возможность продавать страховки, оказывать другие услуги и соответственно получать бонусы. Если мы просто поднимем зарплату, ситуация не поменяется.

А с профсоюзами Вы обсуждали эту систему мотивации?

Да, они очень позитивно ее воспринимают. Мы должны меняться. Мы работаем не для себя, а для клиентов. Именно они платят нам зарплату.

"Укрпочта" должна стать финансово-логистическим оператором с полным комплексом услуг, который станет активным игроком в сегменте e-commerce (электронной торговли).

Какой Вы видите "Укрпочту" через 10 лет?

10 лет – это много, хотелось бы быстрее, за 3 года, максимум за 5 лет. Что касается видения, то "Укрпочта" должна стать финансово-логистическим оператором с полным комплексом услуг, который станет активным игроком в сегменте e-commerce (электронной торговли). Я неоднократно говорил, что в почтовом бизнесе развиваются только финансовые услуги, посылки (e-commerce) и государственные услуги (e-government). Почта также может стать хабом для оказания госуслуг. Объемы почтовой корреспонденции, как бы качественно она ни работала, будут падать.

О корпоратизации и приватизации

Еще во время конкурса на гендиректора "Укрпочты" Вы говорили о корпоратизации предприятия. Определены ли конкретные сроки?

Процесс корпоратизации уже идет. У меня будет совещание с руководителями филиалов по этому вопросу. 15 августа будет подведение итогов по тендеру на оценку и аудит активов "Укрпочты". По срокам, если все пройдет нормально, то в первом квартале следующего года мы должны завершить этот процесс и создать публичное акционерное общество. Это рекордные сроки.

Что даст "Укрпочте" изменение статуса?

Что конкретно даст, можно оценить только по результату. Я опишу свои ожидания. Прежде всего, это новая степень прозрачности в управлении, то есть мы будем подавать отчеты по международным стандартам. Далее – система принятия решений. Сегодня я являюсь прямым подчиненным министра инфраструктуры. Со стороны Министерства оказывается большая поддержка, но я не могу ходить к нему по бизнес-вопросам каждый день.

У нормальной компании должно быть правление и наблюдательный совет. Сейчас все госпредприятия работают по финплану, который утверждается на год. И от него нельзя отходить, а изменения необходимо согласовывать с несколькими министерствами, а это занимает время. Это очень неадаптивный инструмент. Я надеюсь, когда будет создано акционерное общество, бизнес-процессы будут проходить быстрее.

Для развития компании нужно построить новые логистические центры, каждый из которых стоит от 20 до 40 млн долларов, закупить машины для сортировки писем, обновить автопарк.

Региональные филиалы будут ликвидированы или их статус будет изменен?

Я думаю, что их статус и роль изменится. Филиалы должны остаться в бизнес-части, они должны принимать и обслуживать локальных клиентов. Все остальное – логистика, операции, финансы – должно быть централизовано.

Когда говорят о корпоратизации, возникает вопрос о приватизации. Будет ли приватизирована "Укрпочта"?

Сегодня "Укрпочта" находится в списке госпредприятий, которые не подлежат приватизации. Государство как собственник должно определиться, хочет ли оно приватизировать некий пакет акций. Мое видение заключается в том, что приватизация не должна быть самоцелью. Для этого необходимо провести финансовый анализ. Так, в прошлом году "Укрпочта" показала 50 млн грн прибыли, то есть порядка 2 млн долларов. Для развития компании нужно построить новые логистические центры, каждый из которых стоит от 20 до 40 млн долларов, закупить машины для сортировки писем, обновить автопарк. С 50 млн грн прибыли реализовать эти планы невозможно. Соответственно возникает вопрос: можем ли мы и на каких условиях привлекать кредиты? Если нет, тогда перед правительством появляется новая дилемма: оставить все, как есть, или продать часть акций стратегическому инвестору. Скорее всего, это будет какая-нибудь международная финансовая институция. В Украине нет локальных игроков, которым был бы интересен такой проект.

Нужно поменять систему мотивации сотрудников, изменить их функционал и автоматизировать работу.

О реформировании сети отделений

Сеть "Укрпочты" насчитывает около 11,5 тысяч отделений, которые расположены, в том числе, в сельской местности. Что их ждет в связи с преобразованием компании?

Я хочу построить бизнес-компанию, но при этом не забываю о социальной ответственности. Сегодня 2 тысячи наших отделений генерируют 90% прибыли, остальные 9,5 тысяч – только 10%. Вопрос о закрытии отделений не стоит. Сейчас действуют планы, которые были приняты до меня. Я не инициировал закрытия ни одного отделения. Я считаю, что государство как собственник должно определиться – закрыть их или оставить. Если идти по второму пути, то нужно понимать, что ни в одной стране подобные отделения не могут быть прибыльными, и государство напрямую или опосредованно будет их субсидировать. При этом можно значительно сократить расходы на их содержание и увеличить их доходы с помощью расширения спектра финансовых услуг.

Сегодня 2 тысячи наших отделений генерируют 90% прибыли, остальные 9,5 тысяч – только 10%.

Для начала нужно научиться выполнять действующие законы. В Украине монополия на доставку конвертов закреплена законодательно. Это стандартная монополия во многих странах мира. У нас же действует ряд компаний, которые выигрывают тендеры, которые не должны проводиться, и доставляют конверты.

Если же некоторые отделения все равно придется закрыть, как будет происходить доставка посылок и писем в населенные пункты, которые они охватывали?

Здесь необходимо учитывать несколько факторов – например, географическая локация, график работы. В зависимости от этого будет выбираться вариант решения. Сельское отделение не должно работать 12 часов. Возможен вариант, когда почтальон может несколько дней работать в одном отделении, в другие дни – в соседнем отделении. Дальше нужно смотреть на объем оказываемых услуг., который и так выполняет регулярные рейсы в данный населенный пункт. Мы со своей стороны должны обеспечить безопасность и сохранность корреспонденции.

О стратегии развития

Одной из своих первостепенных задач Вы называли разработку стратегии развития "Укрпочты". Какая работа ведется в этом направлении?

Уже сейчас мы анализируем и разрабатываем финансовую стратегию на 5 лет. Объем почтовой корреспонденции постоянно падает – в среднем, на 6-7%. Честный анализ и прогноз на 5 лет позволит оценить реальную ситуацию. Такого документа в компании никогда не существовало, раньше "Укрпочта" работала только по финплану, который утверждался на год.

Когда будет готова эта стратегия?

Стратегия разрабатывается при участии ЕБРР, который выделил донорскую помощь для привлечения международных экспертов. Я надеюсь, что первый вариант появится к концу сентября. Дальше его необходимо обсудить с правительством. Возможно, "Укрпочте" не нужно более 20 логистических центров, достаточно и 5-7 таких центров, но они должны быть большими, качественными и автоматизированными. Есть много вопросов, которые требуют обсуждения.

Читайте также Дело не только в деньгах: Войцех Балчун о том, почему согласился руководить УЗ

В сельское отделение не нужно гонять машину из-за двух писем, можно договориться с автобусным перевозчиком, - считает Игорь Смелянский

О транспорте

Насколько я понимаю, сейчас при доставке посылок и писем вы используете исключительно автотранспорт. Ж/д транспорт или авиацию планируете привлекать?

Ж/д транспорт и авиация требует большого грузопотока. Почта не может его обеспечить. К тому же, Украина довольно компактная страна, поэтому эту работу может выполнить автотранспорт. Мы будем рассматривать эти варианты, но пока я не вижу потребности в этом.

А доставка посылок пассажирскими поездами?

Мы не можем просто погрузить мешок с письмами в пассажирский вагон. Нужен специальный вагон, который обеспечит безопасность и сохранность грузов. Я уже говорил о возможном привлечении автобусных компаний к доставке писем. Это более вероятный вариант.

У нас очень большой автопарк – 3,6 тысяч единиц автотранспорта, из которых на ходу порядка 3 тысяч. Средний возраст машин – 14 лет. 

У Почты Швейцарии есть своя автобусная компания, которая возит и почту, и пассажиров. Вы не планируете создать аналог?

Смотреть нужно на все сферы бизнеса, но нужно понимать конкурентную среду и оценивать собственный потенциал. У нас очень большой автопарк – 3,6 тысяч единиц автотранспорта, из которых на ходу порядка 3 тысяч. Средний возраст машин – 14 лет. При этом этот автопарк используется неэффективно. В некоторых районах одна машина совершает не больше одной поездки в день, остальное время она простаивает. У нас есть два варианта – либо загрузить действующий автопарк работой, либо сократить его, а часть услуг отдать на аутсорсинг. Какой вариант лучше, будем смотреть. Что же касается автобусной компании, то это другой бизнес, нужна отдельная лицензия, дополнительный персонал. Пока таких планов у нас нет.

О конкуренции

Как планируете повышать конкурентоспособность "Укрпочты"?

Наши конкуренты находятся в премиум-сегменте, у них есть доставка на следующий день или день в день. Но не всем нужна такая срочная доставка. Есть целый ряд товаров, которые можно доставить через два дня. Ведь покупателю невыгодно платить 30 грн за доставку товара, который стоит столько же. Если же он получит его через два дня, доставка обойдется, скажем, в 2 грн. Наша задача – расширить спектр этих товаров и обеспечить гарантию своевременной доставки. Тогда пожилые люди в селах смогут покупать товары не в автолавке, а у нас по каталогу и это будет дешевле.

Наши конкуренты находятся в премиум-сегменте, у них есть доставка на следующий день или день в день. Но не всем нужна такая срочная доставка.

Другой аспект. Во многих селах нет банков, но есть почтовые отделения. Сегодня 30-40% населения Украины не имеют банковских счетов, и "Укрпочта" может их открыть. Почтальонам не будут выдавать пенсию наличными, а пенсионеры не будут расписываться в тетрадях о ее получении. Такой вариант давно устарел и небезопасен, прежде всего, для клиентов.

Когда будет создан почтовый банк?

Я очень надеюсь, что решение будет принято в этом году. Но я не могу обещать каких-то сроков.

Не создаст ли почтовый банк конкуренцию государственному "Ощадбанку"?

Во-первых, сеть отделений "Ощадбанка" сейчас сильно сокращается. Но у нас остается социальная функция. В некоторых селах "Ощадбанк" закрыл свои отделения, но мы не можем уйти. Во-вторых, конкуренция – это хорошо.

Автопарк "Укрпочты" используется неэффективно.

Будет ли "Укрпочта" заниматься страховой деятельностью?

Возможно. Но для начала надо разгрузить отделения от ненужных операций. Я не могу требовать от операторов, на которых кричат клиенты, еще и оформлять страховки. Мы можем оказывать и госуслуги, например, выдавать определенные лицензии. У нас есть огромная сеть отделений, которую нужно наполнить бизнесом.

К слову, часто в отделениях "Укрпочты" можно увидеть очереди. Как собираетесь с ними бороться?

Вновь мы возвращаемся к вопросу эффективности. Сейчас все платежки в отделении вбиваются вручную. Каждый раз данные забиваются по-новому. Это занимает время. Процесс нужно автоматизировать и завести ID на каждого клиента, чтобы не вносить данные по несколько раз. Как только мы это сделаем, очереди исчезнут. Тогда операционисты начнут улыбаться.

Работаем над улучшением логистики, чтобы "Укрпочта" смогла выдерживать обещанные сроки доставки.

А как насчет тарифов?

В целом, наши тарифы на доставку дешевле, чем у конкурентов. Вопрос в качестве и своевременности доставки. Мы сейчас работаем над улучшением логистики, чтобы "Укрпочта" смогла выдерживать обещанные сроки доставки.

Кроме того, мы хотим работать с интернет-магазинами, чтобы у их клиентов был выбор: выбрать срочную доставку у наших конкурентов или у нас через два дня, но значительно дешевле или бесплатно, то есть за счет продавца. Также мы можем предоставить интернет-магазинам не только доставку, но и складские помещения, обслуживание. Интернет-магазину нужно будет только продавать.

О личном интересе

Что Вас сподвигло подать заявку на участие в конкурсе на гендиректора "Укрпочты"?

Это профессиональный вызов и возможность помочь стране, в которой я родился и вырос. У меня есть видение для преобразования "Укрпочты" в прозрачную и эффективную компанию.

У Вас был большой опыт в финансовой сфере. Вы могли двигаться дальше по карьерной лестнице, но Вы изменили сферу деятельности. Почему?

В ближайшие 10 лет финансовая сфера будет не такой интересной как в Украине, так и во всем мире. Большинство банков будет разбираться с проблемными долгами, повышением рисков. К тому же, степень проникновения банковских услуг и так довольно высока. В то же время, сегмент e-commerce (электронной торговли) будет расти. Я считаю, что почта в следующие 10 лет будет служить своего рода кровеносной системой для развития нового рынка. Если раньше, чтобы пользоваться большинством услуг, нужно было жить в городе, то сейчас ситуация меняется. И почта играет в этом процессе ключевую роль. Поэтому мне интересна почтовая отрасль.

Читайте также Наше будущее в Азии – интервью с президентом МАУ