В Киеве 26 сентября  состоялись публичные дебаты на тему "Качественные дороги – дорогое удовольствие для Украины" организованные Фондом "Эффективное управление". В дискуссии приняли участие эксперты: партнер компании "Делойт" Саймон Диксон, директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, глава Госагентства автомобильных дорог ("Укравтодор") Евгений Прусенко, а также доктор Андрас Тимар, профессор Будапештского университета технологий и экономики. Модератором дискуссии выступил старший банкир, глава направления инфраструктуры и энергетики в Украине Европейского банка реконструкции и развития Марк Магалецкий. На сайте проекта свое мнение также высказали другие эксперты.

Смотрите видеозапись публичных дебатов в разделе Видео ЦТС

Деньги, время, кадры По мнению Сергея Вовка, существуют три фактора, без которых в стране невозможно сделать нормальные дороги. "Первый фактор – это деньги. Называются разные суммы – к примеру, 16 миллиардов. Но для большинства людей это туча денег, представить которую невозможно. Нормальный уровень финансирования дорог – 4% ВВП. К примеру, богатая Финляндия вложила 3,9% ВВП. Украина даже в 2012 году, во время подготовки к Евро-2012, выделила 1,1% ВВП. Очевидно, что отсталость – в разы. Мы можем говорить, что искореним коррупцию, но это не поможет. Нужно искать новые источники финансирования", - считает Вовк.

Он привел в пример опыт соседней Польши. "Долгое время сдача в эксплуатацию автомагистралей составляла незначительный километраж. И вдруг в один год Польша превращается в наибольшую строительную площадку Европы и за несколько лет увеличивает длину автомагистралей втрое. Какой это был год? Год вступления Польши в ЕС. Но для Украины это дальняя перспектива", - сказал он

Второй фактор, по словам Вовка, это время. "Нам нужно будет 5 – 6 лет, может, больше, чтобы привести все в порядок", - уверен он.

Третий фактор – управленческие решения. "Это не секторальная реформа, а реформа, которая бьет по экономике в целом. Для ее проведения нужны управленцы нового качества", -

Вывод эксперта в том, что лишь совокупность названных факторов может изменить ситуацию. "Мы все четко понимаем, что дороги в Европе намного лучше, чем в Украине. Но мы не хотим видеть того, что там и платят намного больше. Правда, что на дорогах воруют, но правда и в том, что через эти проблемы прошли все страны и с той или иной эффективностью смогли их преодолеть. Если мы хотим получить новое качество дорог, мы должны быть готовы за это платить", - уверен эксперт.

В любой стране дороги всегда строятся за счет автовладельцев — либо через акцизы на топливо и машины, либо через прямые налоги.

"В любой стране дороги всегда строятся за счет автовладельцев — либо через акцизы на топливо и машины, либо через прямые налоги. Поэтому должны понимать: если хотим качественные дороги, то и платить за это придется нам. Качество трасс улучшится только тогда, когда дорожные фонды станут прозрачными и будет искоренена коррупция. Платные дороги — хорошо, но проблему они не решат. Это всего лишь один из вариантов улучшения части дорог", - подчеркнул Сергей Вовк.

Передача ответственности Координатор реформы транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ при Администрации Президента Украины Александр Кава на сайте проекта также высказал свое мнение.

"Мы уже отказались от плана вкладывать большие деньги в ремонт и строительство как дорог местного значения, так и в дороги государственного значения . И сейчас происходит передача ответственности за состояние дорог местного значения областным и государственным администрациям. В итоге это позволит местным органам власти точнее сориентироваться, какую дорогу нужно отремонтировать в первую очередь, а где еще ​​можно подождать, потому что из центра проанализировать состояние и оценить качество 117 тыс. км дорог достаточно сложно", - отмечает он.

Безусловно, надо сократить доходную часть дорожного фонда, но, с другой стороны, надо повышать эффективность их использования, т.е. переходить на долгосрочные договоры по содержанию дорог, активно используемые в Европе. Необходимо проводить открытые конкурсы по ремонту и содержанию дорог, а также четко подходить к вопросу формулировки требований тендерной документации, чтобы компания, которая занимается содержанием или строительством дороги и выполняет эти работы, несла ответственность и гарантировала качество. На сегодня же она скорее формальную, чем реальную форму того, за что можно привлечь к ответственности за плохое качество дорог, утверждает Кава.

Может, лучше подождать? Саймон Диксон считает, что для эффективного улучшения качества дорог нашей стране необходима долгосрочная стратегия развития в этой сфере. "Украине необходимо задуматься о том, стоит ли направлять серьезное финансирование на дороги, либо эти деньги лучше потратить на другие отрасли, к примеру, здравоохранение", - говорит партнер компании “Делойт”.

Для улучшения качества сети дорог нашей стране необходимо иметь долгосрочную стратегию развития в этой отрасли и организацию, которая может эффективно управлять средствами.

По его мнению, для улучшения качества сети дорог нашей стране необходимо иметь долгосрочную стратегию развития в этой отрасли и организацию, которая может эффективно управлять средствами. «Качественные дороги важны, но без долгосрочной стратегии есть риск, что хорошие деньги будут потрачены на плохие проекты», - считает Саймон Диксон .

"Если привлекать инвестиции через займы, нужно определиться, стоит ли правительству повышать уровень задолженности. Может, лучше подождать, пока экономика станет мощнее? Топливный сбор, который вы платите за литр бензина – это небольшая сумма по сравнению с тем, который платится в странах ЕС. Может, поднять налог на топливо? Но смогут ли люди себе это позволить?", - задается вопросом эксперт.

По мнению Саймона Диксона, качественные дороги – пока дорогое удовольствие для Украины, но в будущем они необходимы.

Чудес не бывает "Я считаю, что хорошие дороги нужны, это необходимость для Украины. Нужно создать профессиональную программу того, как вы собираетесь получить лучшие дороги, с учетом разработки ТЭО, привлечения средств, приватизации, приглашение специалистов", - посоветовал профессор Будапештского университета технологий и экономики доктор Андрас Тимар.

"Чудес не бывает, и если мы хотим хороший продукт - мы должны быть готовы за него платить. Но мы как общество можем требовать эффективности и открытости в отношении тех средств, которые платятся.

Три кита от "Укравтодора" Глава "Укравтодора" Евгений Прусенко отмечает, что экономика Украины ежегодно теряет огромные суммы из-за некачественных дорог – потери эти базируются в первую очередь на перерасходах горючего и общем росте расходов на перевозку из-за уменьшения скорости, а таже в необходимости дополнительного ремонта автомобилей. По данным чиновника, 12 лет назад эти потери составляли примерно 20 млрд. грн. в год, или 3,5 % тогдашнего ВВП, а сейчас выросли до 55 млрд. грн. в год (3,7% ВВП).

При этом Прусенко считает, что развитие дорожного строительства в настоящее время и в нынешних условиях должно держаться на "трех китах"  – рациональном использовании ресурсов, прозрачности тендерных процедур и всех стадий строительства, а также усилении ответственности и контроля за качеством ремонтных работ.

Еще одним пунктом, на котором акцентировал внимание глава "Укравтодора" в своем выступлении, является усиление весового контроля, в частности путем его автоматизации и, соответственно, уменьшения коррупционной составляющей. Как рассказал чиновник, уже первый месяц работы автоматической весовой станции на дороге Киев-Чоп возле Капитановки показал, что в данном пункте около 17% транспортных средств были перегружены на 20-40%, а это, согласно его словам, имеет катастрофическое влияние на дорожное покрытие.

По словам Прусенко, есть три основных источника финансирования дорожных проектов, и все эти три источника – проблемные: госбюджет, кредитные ресурсы, а также привлечение частных инвесторов для строительства платных дорог по западному образцу. Бюджетная статья на дороги формируется главным образом за счет акциза на топливо, который заложен в его стоимость и, который, собственно, водители платят каждый раз, когда заезжают заправиться. Что касается кредитов, то как отметил Прусенко, даже крайне выгодные займы мировых банковских институтов для его ведомства сейчас маловероятны. Что же касается частных инвестиций, то их сдерживает недостаточный трафик на украинских автодорогах.