Авиакомпания Yanair летает в Украине около пяти лет. Свою деятельность перевозчик начал в сентябре 2012 года с запуска внутреннего маршрута Киев - Черновцы. Спустя месяц в активе авиакомпании появился первый международный рейс. Со временем Yanair отказалась от внутренних полетов и сосредоточилась на чартерных перевозках, оставив небольшую долю регулярных международных рейсов. Этот год авиакомпания начала с анонса нескольких новых регулярных направлений. Чтобы узнать, с чем связана такая активность Yanair, мы встретились с коммерческим директором авиакомпании Тарасом Стригуненко.

Каким был для авиакомпании Yanair 2017 год?

Прошлый год мы закончили в позитиве. Если говорить о пассажиропотоке, то динамика также позитивная. Но не это было главным достижением для нас. В прошлом году мы заложили хорошую основу для этого года. Если говорить о зимнем периоде, то в прошлом году у нас не было рейсов, сейчас, впервые в истории компании, мы летаем в зимний период. Также мы задумались над изменениями в бизнес-модели авиакомпании.

В чем это проявилось?

Мы подготовились к запуску в 2018 году как минимум трех новых регулярных рейсов. Это Львов - Батуми, Харьков - Батуми и Одесса - Краков. В дальнейшем мы планируем больше внимания уделять регулярным рейсам. Чартерные перевозки - это хороший бизнес, но он всегда завязан на третью сторону в лице туроператора. Конечно, мы не сможем полностью уйти от чартерных перевозок в течение еще нескольких лет, но мы поставили себе задачу развивать регулярные направления.

3

О новых направлениях

В Грузию вы уже летаете четвертый год. Польша - новое для вас направление. Почему вы выбрали именно Краков?

Мы видим, что за последние годы спрос на полеты в Польшу очень вырос. Очень много наших сограждан работает в Польше, многие летают через польские аэропорты дальше по миру, некоторые украинцы имеют бизнес в Польше. Варшава имеет хорошую связь с Киевом. Сейчас только МАУ летает в Варшаву дважды в день, польский LOT имеет три ежедневных рейса и, насколько я знаю, хочет увеличить это количество до четырех. Мы решили сосредоточиться на крупнейших региональных аэропортах. В Польше - это Краков, в Украине - Одесса.

Yanair уже начала продажи на рейс Одесса - Краков. Вы также подавали заявку на Киев - Краков? Когда планируете запустить этот рейс?

Это перспективный маршрут. Но мы хотим попробовать сначала Одессу, посмотрим на загрузку и прочие факторы, тогда будем принимать окончательное решение.

Другие направления в Польшу рассматриваете?

Мы рассматриваем несколько вариантов. Это Гданьск и Вроцлав. Наиболее перспективным мы считаем Гданьск. Конкретные сроки я пока не могу озвучить.

Наиболее перспективным мы считаем Гданьск.

А в другие страны Европы планируете летать?

Возможно, в Германию. Мы присматриваемся к Лейпцигу.

Если говорить о регулярных полетах в целом, каковы ваши планы на этот летний сезон?

Этим летом у нас будет 9 рейсов в неделю из Киева в Батуми, 4 рейса из Киева в Тбилиси, 4 рейса из Одессы на Батуми, 3 рейса из Одессы на Тбилиси. Это по Грузии. Также мы будем летать практически ежедневно в Тель-Авив: 4 рейса в неделю мы будем выполнять из Киева и минимум 2 рейса из Одессы. Это очень большой объем. Помимо регулярных маршрутов, будет много чартерной программы.

По каким направлениям будете выполнять чартеры?

Многие направления у нас были и раньше. Это аэропорты Турции и Египта.

Я смотрел ваши заявки. Среди прочего, вы подавались на такие маршруты, как Кривой Рог - Бодрум, или Черновцы - Бодрум…

Все поданные заявки на маршруты были инициированы туроператорами. Они обращаются к нам с перечнем интересующих их направлений, по которым мы подаем заявки. По каким из заявленных чартерных направлений мы будем летать - это вопрос не к нам. Если из Кривого Рога в Бодрум наберется достаточное количество пассажиров, можем и туда слетать. Авиакомпания не формирует чартерные направления, она просто подстраивается под рынок. Заявки на чартерные рейсы подали не только мы, но и другие перевозчики. Таким образом, сформировался пакет чартерных рейсов. Часть из них будет выполняться, часть может остаться невостребованной у туристов.

28576949_1710297345698108_3997230675458523136_o

Когда Yanair появилась в 2013 году, вы запустили несколько внутренних направлений. Сейчас у вас нет внутренних рейсов. Не планируете ли их возобновить?

На данный момент внутренние рейсы экономически невыгодны для авиакомпании.

Недавно министр инфраструктуры заявил о возможной отмене НДС на внутренние рейсы. Если эти планы воплотятся в реальность, изменится ли ваше мнение по поводу внутренних рейсов?

Если отменят НДС для внутренних рейсов, тогда многие авиакомпании начнут разрабатывать внутренние направления. Конечно, полетят не все и не во все аэропорты. В первую очередь, авиакомпании активизируются на курортных направлениях. В летнее время Одесса, Николаев, Херсон, в зимнее время - Ивано-Франковск, Черновцы, Ужгород. С последним аэропортом есть проблемы в связи с отсутствием межправительственного соглашения между Украиной и Словакией, но несмотря на это, Ужгород по-прежнему остается привлекательным для украинских авиакомпаний.

Мы бы хотели открыть регулярный рейс из Житомира в Одессу. 

А для Yanair какие внутренние направления будут перспективными?

Прежде всего, мы бы хотели открыть регулярный рейс из Житомира в Одессу. Я думаю, что у нас получится. Даже если НДС не отменят, то мы все равно будем запускать аэропорт Житомир.

О Житомире

Как обстоят дела в аэропорту Житомир сейчас?

Мы не отказываемся от планов по развитию аэропорта Житомир, мы хотим, чтобы он стал международным и в нем открылся международный пункт пропуска.

Уже определены сроки, когда это произойдет?

Пока нет. Это очень сложный и комплексный процесс. Со своей стороны, мы сделали все возможное. Как только аэропорт получит свой пункт пропуска, мы сразу же готовимся к запуску международных рейсов из Житомира.

Чартерных?

Не только. Перспективным может стать, например, направление Житомир - Ереван или Житомир - Тбилиси. Чартерная программа для начала будет небольшой. Вначале мы планируем запустить рейс Житомир - Анталия. Другие направления пока не рассматриваем на ближайшее время, поскольку полоса еще не отремонтирована.

Перспективным может стать направление Житомир - Ереван или Житомир - Тбилиси. 

Когда состоится ремонт полосы?

Это зависит от ряда факторов, прежде всего, от выделения местными властями необходимых средств. Мы вложились в ремонт терминала. У нас нет средств, чтобы в полном объеме реконструировать полосу. Мы работаем с местными властями, чтобы ускорить этот процесс. Чем быстрее аэропорт начнет работать, тем быстрее местный бюджет начнет получать дополнительные деньги.

Сколько вы уже инвестировали в развитие аэропорта Житомир?

Так сразу нельзя сосчитать. Очень много, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы аэропорт как можно быстрее начал работать.

5

А если ремонт полосы затянется, сможете ли вы открыть полеты в Житомир, не дожидаясь завершения работ?

На данный момент нынешнее состояние полосы позволяет нам летать на Boeing 737-500, с некоторыми ограничениями. Для нас Житомир очень важен, мы считаем его своим базовым, наряду с аэропортом Киев-Жуляны.

Почему выбрали именно Житомир?

Житомир находится на пересечении многих путей. Большинство дорог, идущих из Западной Украины, сходятся возле Житомира. Через Житомир проходит трасса Киев - Чоп. Помимо этого, дорога между Киевом и Житомиром подразумевает быструю логистику грузов и пассажиров. Не всем удобно ехать в аэропорт Борисполь. Люди, живущие на правом берегу Киева или в его предместьях, могут добраться гораздо быстрее в Житомир, чем в Борисполь, для чего нужно пересечь весь Киев и постоять в многочисленных пробках.

Но не все смогут добраться на личном автотранспорте в Житомир…

Это оперативный вопрос. Его можно решить по ходу. Организовать подвоз пассажиров не так сложно, как получить статус международного пункта пропуска для аэропорта.

Помимо Житомира, Yanair присматривается к аэропортам Полтава, Николаев. Когда начнете в них летать?

Да, мы были в этих аэропортах. Сейчас планируем поездку в Ровно, Херсон. Мы ездим не только для выбора будущих направлений. Это необходимая работа по взаимодействию с аэропортами. Это своего рода аудит аэропортов. Мы оцениваем их возможности, узкие места и другие нюансы.

Когда в Полтаве полноценно заработает аэропорт, мы будем в длинном ряду авиакомпаний, которые захотят в него летать.

Власти Полтавы анонсировали запуск рейса в Анталию. Вы будете его выполнять?

Когда в Полтаве полноценно заработает аэропорт, мы будем в длинном ряду авиакомпаний, которые захотят в него летать. Это, как и Житомир, тоже очень перспективный регион. Сейчас полтавчане летают из Киева, в меньшей мере из Харькова. Я думаю, Полтава очень скоро откроется. Мы общались с местными властями. Они очень заинтересованы в запуске аэропорта. Думаю, у них получится.

В каких аэропортах Украины вы планируете усилить свое присутствие?

Сейчас мы выполняем полеты в Запорожье, Харьков, Одессу, Львов, Винницу. В ближайшее время мы хотим сосредоточиться на Одессе и планируем сделать этот аэропорт нашим базовым.

О флоте

В прошлом году у вас было несколько неприятных ситуаций с отменой и задержкой рейсов из-за поломки самолетов. Что делаете, чтобы не допустить подобного в будущем?

К сожалению, самолеты ломаются у всех, не только у нас. Мы работаем над тем, чтобы количество поломок свести до минимума. Кроме того, в прошлом году у нас было всего два самолета, сейчас уже - шесть. Так что, даже если что-то случится, нам будет чем заменить борт.

В прошлом году у нас было всего два самолета, сейчас уже - шесть.

Самолеты каких моделей сейчас эксплуатируете?

Сейчас у нас есть два самолета модели Boeing 737-300, два Boeing 737-400, один Airbus A320-212 и один Airbus 321-112. В этом году мы планируем взять еще три самолета Boeing таких же моделей.

2

Почему именно их?

Сама концепция чартерных перевозок предполагает, что стоимость туристической услуги обуславливает стоимость авиаперевозки. Если туроператоры снижают стоимость турпакета, тем самым снижается и стоимость авиаперевозки.

Какого возраста будут самолеты?

К сожалению, не новые. Какого именно возраста, я пока не могу сказать. Мы бы хотели обзавестись новым флотом, но в нынешних реалиях рынка это невозможно. Чем больше дешевеют турпакеты, тем меньше у авиакомпаний возможностей для приобретения нового, современного флота. Невозможно возить пассажиров по дешевым турпакетам на новых самолетах Boeing Dreamliner. Мы вынуждены подстраиваться под рынок и поэтому меняем свой парк воздушных судов. Несколько лет назад у нас были новые Airbus A320, сейчас мы их меняем на Boeing 737-400, которые дешевле в обслуживании, но они старее.

Почему отказались от самолетов Saab?

Мы не отказались от Saab. Мы пришли к такому выводу, что внутренние перевозки в пределах Украины, которые могли обслуживать эти самолеты, могут быть только дотационными. НДС в размере 20% делает его неконкурентоспособным. Авиакомпания не может дотировать убыточные рейсы за свой счет.

Это хороший самолет, но очень дорогой в обслуживании. Embraer такой же дорогой в обслуживании. Использование таких самолетов на внутренних рейсах обуславливается другими факторами. Если отечественные или зарубежные авиакомпании эксплуатируют эти самолеты, они, наверное, хорошо просчитали все нюансы. Наша авиакомпания на данном этапе не видит целесообразности в таком решении.

О будущем

Какой вы видите авиакомпанию через 10 лет?

Мы планируем и дальше развиваться постепенно. В этом году будем наращивать присутствие в Одессе. Очень надеемся на запуск аэропорта Житомира, где мы хотим открыть центр технического обслуживания. Также мы планируем заниматься логистикой запчастей. То есть мы хотим развивать не только сегмент авиационных перевозок, но и сопутствующие сферы.

Что касается маршрутов, думаю, через 10 лет у нас будет больше регулярных направлений. Будущее, все же, за регулярными рейсами, хотя от чартеров мы полностью не уйдем. По поводу количества самолетов, через 10 лет оно если не утроится, то удвоится. Но если политика демпинга цен на туристические услуги продолжится, мы не сможем реализовать многие из этих планов.

По поводу количества самолетов, через 10 лет оно если не утроится, то удвоится.

Приведу пример. Уже сейчас стоимость перелета на чартерных рейсах в Украине гораздо ниже по сравнению с соседними странами. Жители соседней Беларуси активно ездят в Украину, чтобы улететь в Египет или Турцию. При этом совокупные затраты на билет на автобус в Киев или Львов и на билет на самолет все равно ниже, чем если бы они напрямую летели из Беларуси.

Что нужно, чтобы избежать демпинга цен?

Это макроэкономическая проблема. Много вещей упирается в покупательную способность населения. Люди не могут себе позволить много летать, поскольку у них попросту нет денег. Авиация - это сфера услуг. Если клиент не готов много платить, авиакомпании подстраиваются, ищут ресурсы, чтобы удешевить стоимость перелета. Но всему есть предел, авиакомпании не могут летать себе в убыток. Если население не имеет достаточно средств, мы можем экономить на чем угодно, но люди не станут больше летать.

Ситуацию может улучшить введение налоговых послаблений или финансовых поощрений для украинских перевозчиков. Посмотрите на Турцию, они доплачивают авиакомпаниям за привезенных туристов. Почему бы не перенять такой опыт? Это будет стимулом и для авиакомпаний, и для туроператоров. Подобный шаг оживит не только авиацию, но и сопутствующие сферы - например, гостиничный и ресторанный бизнес.

Читайте также На пути к миллиону - интервью с коммерческим директором аэропорта Харьков