У Росимущества нет акционерного соглашения с "Роснефтегазом" (100% акций - у Росимущества) об управлении принадлежащими компании 75,2% акций "Роснефти" и 10,7% - "Газпрома". Об этом пишут Ведомости со ссылкой на источники. В том числе информацию через своего представителя подтвердил вице-премьер Аркадий Дворкович.

По логике такое соглашение должно быть, признает федеральный чиновник. Дело в том, что у государства нет прямого контроля ни в "Роснефти", ни в "Газпроме". В "Роснефти" Росимуществу принадлежит 1 акция, в "Газпроме" - 38,4%. А с долями "Роснефтегаза" получается квалифицированное большинство в нефтяной компании и контроль над газовой (0,9% есть у подконтрольной "Роснефтегазу" "Росгазификации", еще 3,6% на начало сентября 2012 г. было у ВЭБа).

Правительство создало "Роснефтегаз" в 2004 году. Председатель совета директоров "Роснефтегаза" - президент "Роснефти" Игорь Сечин, у которого де-факто открытый конфликт с правительством из-за планов Белого дома приватизировать госкомпании ТЭКа. Сечин считает это решение поспешным.

Заключить с "Роснефтегазом" акционерное соглашение в 2004 году было невозможно - это понятие появилось в российском законодательстве только в 2009 году, напоминают два федеральных чиновника. 

В 2004 году в правительстве и администрации президента было принято политическое решение, что "Роснефтегаз" станет распоряжаться акциями так, как скажет государство. Но кто это решение принял, неизвестно. Не исключено, что это был Сечин: в 2004 году он был замглавы администрации президента и уже тогда курировал ТЭК. 

Сейчас на собраниях акционеров "Роснефти" и "Газпрома" "Роснефтегаз" голосует на основании письменного обращения Росимущества. "Роснефтегаз" может этого и не делать, но риск непринятия решений государства сохранится даже при акционерном соглашении.

Опрошенные Ведомостями юристы на вопрос о рисках потери государством контроля над "Роснефтью", пусть и временно, отвечают утвердительно. С "Газпромом" дело обстоит лучше, так как у Росимущества 40% акций газовой монополии и эта доля остается крупнейшей среди всех акционеров. Собрать же собственников других 60% "Газпрома" для участия в собрании сложно, так как большое количество акций находится на рынке в свободном обращении.