Топ-менеджмент группы "Новороссийский морской торговый порт" представил мастер-план развития предприятия до 2020 года. К этому времени порт должен оптимизировать структуру и реализовать инвестпрограмму объемом более 1 млрд долларов, пишет Коммерсантъ.

План не предусматривает расширения географии деятельности группы и концентрируется на существующих активах. В частности, планируется переориентация на высокодоходные грузы (сейчас до 60% площадей занято грузами, которые генерируют 20% EBITDA). Если раньше на одном терминале обрабатывались разные грузы, то теперь порт будет поделен на зоны, каждая из которых работает со своей номенклатурой.

В частности, на базе ОАО "Новорослесэкспорт" группа собирается построить контейнерный терминал по перевалке до 500 тыс. TEU, после чего со 170 тыс. до 700 тыс. TEU будет расширена площадка в Западном районе порта. Таким образом, суммарно НМТП сможет обрабатывать до 1,2 млн TEU в год. Но группа решила отказаться от покупки единственного независимого контейнерного терминала в порту - ОАО НУТЭП, подконтрольного группе "Дело" Сергея Шишкарева, - из-за его дороговизны (более 1 млрд долларов).

Трубы, черные металлы, лесные, скоропортящиеся и негабаритные грузы будут переваливаться в Восточном районе порта и на Новороссийском судоремонтном заводе. Для железорудного сырья построят отдельный терминал мощностью до 12 млн тонн в год (с возможностью перевалки минудобрений и угля). Также рассматривается расширение мощностей Новороссийского зернового терминала с 3-4 млн до 8 млн тонн. Суммарно на строительство и расширение терминалов в 2012-2018 годах может понадобиться 1,06-1,12 млрд долларов, следует из документов группы.

Группа НМТП также планирует перепрофилировать свой Приморский торговый порт из нефтяного в универсальный, то есть построить там терминалы для перевалки контейнеров, металлов, железорудного сырья, минудобрений и нефтепродуктов. В группе утверждают, что уже подписали с грузоотправителями соглашение о намерении переваливать в Приморске до 34 млн тонн грузов в год, но они должны прийти по железной дороге, которой в порту до сих пор нет. В группе рассчитывают, что в связи с выделением в 2012 году 7,5 млрд рублей госсубсидий РЖД на строительство ветки до порта она может появиться к 2014-2015 годам.

НМТП является крупнейшим российским портовым оператором и третьим оператором в Европе по грузообороту (157 млн тонн в 2011 году). В группу входят несколько терминалов в Новороссийском порту, один из крупнейших в стране нефтяных портов в Приморске и контейнерная площадка в Калининграде.