Совет министров Евросоюза (ЕС) принял решение о создании так называемого уравнивающего механизма в сфере транссибирских перелетов, которые осуществляют европейские компании при перевозках пассажиров из Европы в Азию. Этот механизм должен ликвидировать существующие препятствия для развития конкуренции между перевозчиками Европы и России, равно как и отменить платежи (роялти) за беспосадочный перелет через Сибирь, которые были введены Москвой в 1970-х годах. Об этом пишет bfm.ru со ссылкой на пресс-службу Совета ЕС.

Россия остается единственной страной, перелеты над территорией которой подлежат уплате роялти, отмечает эксперт МГИМО Татьяна Исаченко. В комментарии, опубликованном на сайте вуза 12 декабря, она отметила со ссылкой на оценки европейских экспертов, что ежегодная сумма этих платежей (роялти) составляет примерно 320 млн евро.

Европейские перевозчики были не довольны таким положением дел, и в итоге этот вопрос стал одним из тех, которые обсуждались в рамках вступления России в ВТО. Основные претензии ЕС сводились к тому, что подобная система противоречит как европейскому антимонопольному законодательству, так и Конвенции о международной гражданской авиации.

Европейские авиакомпании утверждали, что платежи рассчитываются на дискриминационной и непрозрачной основе, что существенно повышало цену билетов на рейсах европейских перевозчиков.

Уравнивающий механизм, который создают в ЕС, обяжет авиаперевозчиков ЕС, которые освобождены от уплаты пошлин (роялти), пополнять денежными средствами спецфонд, средства которого будут распределяться среди перевозчиков, которые пока обязаны выплачивать России роялти в течение переходного периода до 1 января 2014 года, говорится в сообщении Совета ЕС.