Европейская железнодорожная отрасль по прежнему теряет долю рынка в пользу автоперевозчиков, несмотря на 28 млрд евро, инвестированные ЕС в развитие ж/д транспорта в 2007-2013 годах. Об этом сообщает Journal of Commerce, передает ТАСС.

Deutsche Bahn, крупнейшая ж/д компания в Европе, объяснила свои убытки в размере 1,3 млрд евро по итогам 2015 года - впервые за последние 12 лет - сокращением выручки в сегменте внутренних грузовых перевозок на 10%.

По данным доклада, опубликованного в мае Счетной палатой ЕС, эффективность ж/д перевозок в целом "остается неудовлетворительной", средняя скорость грузовых поездов на многих международных маршрутах составляет всего 18 километров в час.

В отчете отмечается, что ж/д сеть ЕС, по большому счету, остается системой национальных сетей государств - членов ЕС, регулируемых различными национальными органами в соответствии с национальными законодательствами и правилами управления перевозками.

Тем временем, отрасль наращивает объемы в сегменте контейнерных перевозок, хотя значительно и уступая автоперевозчикам, которые по прежнему доминируют в обслуживании контейнерного трафика в/из портов. Аналитическое агентство Drewry констатирует значительный рост объемов контейнеров, доставляемых в/из портов по железной дороге, в том числе, и на расстояния менее 300 километров. Терминалы стремятся нарастить долю ж/д перевозок, чтобы справляться с пиками нагрузки при заходе мега-контейнеровозов, вместимость которых уже достигает 20 тыс. TEU.

По данным крупнейшего контейнерного порта Европы Роттердама, для обработки одного судозахода такого гиганта требуется 19 поездов емкостью 74 TEU, 32 баржи емкостью 97 TEU и 1560 грузовиков. Без поездов количество грузовиков составило бы до порядка 2400.

Ключевые операторы контейнерного бизнеса инвестируют в развитие ж/д сервиса и инфраструктуры на подходах к портам. APM Terminals, терминальный оператор в структуре холдинга Maersk, построил ж/д терминал в рамках своего полностью автоматизированного комплекса в порту Роттердам с тем, чтобы обеспечить вывоз/ввоз 55% грузов по ж/д. Администрация порта Роттердам недавно заявила о готовности инвестировать 275 млн евро в перенаправление участка ж/д ветки, обслуживающей порт, чтобы повысить ее пропускную способность.

Железнодорожный трафик в/из Феликстоу, крупнейший контейнерный порт Великобритании, в 2015 году достиг рекордных 936 тыс. TEU, почти четверти от совокупного оборота порта в 4 млн TEU, и продолжает расти. Железнодорожное подразделение судоходного перевозчика MSC недавно за 53 млн евро купило португальского грузового оператора CP Carga и планирует расширить свои международные операции за счет выхода на испанский рынок.

Более половины от совокупных инвестиций HHLA, крупнейшего терминального оператора в порту Гамбург, в прошлом году пришлось на проекты развития ж/д операций и внутренних терминалов. Объемы перевалки контейнеров портовых терминалов компании упали тем временем на 12% до 6,6 млн TEU в результате сокращения объемов китайского импорта и резкого падения на фидерных сервисах в торговле с Россией. Интермодальный трафик, напротив, вырос на 2,7% до 1,32 млн TEU.

Зарубежные инвесторы также считают европейский рынок грузовых ж/д перевозок перспективным. Так, американская Genesee & Wyoming в прошлом году заплатила почти 500 млн фунтов стерлингов (675 млн долларов) за британскую ж/д компанию Freightliner.