После схода цистерн на Дальнем Востоке на прошлой неделе ОАО "Российские железные дороги" приостановило работу более 100 тыс. вагонов, обслуживающих крупнейших грузоотправителей. Участники рынка заявили, что остановка 10% всего российского вагонного парка сопоставима по последствиям с кризисом 2008 года. В результате переговоров монополии и российского минтранса в конце прошлой недели количество "остановленных вагонов" было сокращено до 50 тыс. В Украине усматривают в этом запрете желание властей потеснить украинских производителей на российском рынке.

На прошлой неделе ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) вводило несколько ограничений на использование грузовых вагонов некоторых типов. Причина - сход вагонов, случившийся на прошлой неделе на Дальнем Востоке. В ночь на 31 января на перегоне Бурея-Домикан в Амурской области сошли с рельсов 18 вагонов грузового поезда, несколько цистерн загорелось. В результате было повреждено около 2 км железнодорожного пути, опоры контактной сети. По сообщению агентства ИТАР-ТАСС, причина схода - излом боковой рамы грузовой тележки производства украинской "АзовЭлектроСтали". 

В тот же день вице-президент ОАО РЖД Вадим Морозов сообщил, что из соображений безопасности движения пассажирских поездов "вынужден остановить вагоны с литьем "АзовЭлектроСтали" до официально объявленных федеральными органами решений (об их качестве и наличии дефектов.-"Ъ")". Тогда оценивалось, что это коснется примерно 25 тыс. вагонов, но 2 февраля ОАО РЖД расширило перечень "подозрительных" вагонов, включив туда те, которые имеют детали еще и Кременчугского сталелитейного завода - одного из крупнейших производителей литья в СНГ. В телеграмме (имеется в распоряжении "Ъ") содержится требование, чтобы собственники вагонов проверили их на наличие дефектов и заменили детали в случае выявления брака. 

По словам источника "Ъ" на рынке, за два года украинские компании выпустили около 110 тыс. вагонокомплектов, большая часть которых была ввезена в Россию для производства на их базе самих вагонов. Основным поставщиком украинского литья в последние два года являлись структуры ВТБ, уточняют два собеседника "Ъ". Основным владельцем остановленных вагонов является "ВТБ-Лизинг", который сдает в лизинг около 35 тыс. единиц "подозрительного" подвижного состава. Эти вагоны используют такие операторские компании, как Rail Garant, "Нефтетранссервис", "Трансойл" и другие. Клиентами этих операторов являются почти все крупнейшие нефтяные, металлургические и угольные компании. По информации источника "Ъ", остановленными вагонами владеют, в частности, "Мечел", СУЭК, "Роснефть", Кузбасская топливная компания и СИБУР. 

В пятницу в ряде компаний забили тревогу. "Остановка 80-110 тыс. вагонов, для проверки которых на существующих вагоноремонтных мощностях потребуется не меньше года, для сферы перевозок равносильна по последствиям кризису 2008 года",- говорит собеседник "Ъ". В Brunswick Rail сообщили, что остановка вагонов "приведет к нарушению не только работы ОАО РЖД, но и к серьезным проблемам для крупнейших производственных предприятий страны с возможными экономическими, экологическими и технологическими последствиями". 

По свидетельству источников "Ъ", всю пятницу минтранс РФ и РЖД обсуждали возможность отмены введенных санкций. С такой просьбой под давлением участников рынка обратился минтранс, но в монополии сообщили, что не готовы взять ответственность за возможность повторения крушений на себя, и ждали конкретного распоряжения министерства, которое признало бы действия РЖД неправильными. Дело в том, что Ространснадзор оценил возможность повторения сходов вагонов с украинским литьем как высокую. Перевозка в таких вагонах влечет за собой обращение Ространснадзора в следственный комитет, говорится в постановлении ведомства (также имеется в распоряжении "Ъ"). 

В итоге поздно вечером в пятницу РЖД выпустили новую телеграмму, в которой все же сузили список "остановленных" вагонов, сохранив в нем лишь подвижной состав, произведенный в 2010-м и в январе 2011 года (в постановлении Ространснадзора указывалось, что наиболее вероятны изломы у вагонов после 1-1,5 лет использования). Таких вагонов, по словам участников рынка, около 50 тыс. 

Гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров считает, что такое количество вагонов "все равно представляет гигантскую нагрузку для всех вагоноремонтных депо". "Кроме того, как показывает практика, в таких случаях ремонтники находят 5-10% брака. На выпуск нового литья для этих вагонов может понадобиться несколько месяцев",- говорит он. 

Украинские участники рынка считают, что российские власти преувеличивают угрозу, которую представляют украинские вагоны. "Наша компания уже длительное время эксплуатирует вагоны с литьем "АзовЭлектроСтали", и у нас никогда не возникало претензий к этой продукции,- говорит почетный президент промышленной группы "ИнтерКарГруп" народный депутат Павел Лебедев (Партия регионов).- Из сотен тысяч вагонов, которые были поставлены в Россию, вышло из строя несколько десятков. Такие инциденты - это скорее исключение из правил". "Причины решения России о приостановке поставки вагонов "Азовмаша" отнюдь не ограничиваются вопросами качества продукции. Это предприятие - один из крупнейших производителей вагонов в СНГ, поэтому причину стоит искать глубже, в плоскости конкурентной борьбы производителей вагонов",- говорит аналитик Центра транспортных стратегий Дмитрий Ягелло.