В настоящее время нас (ЦТС) постоянно спрашивают - как можно оценить работу теперь уже бывшего главы УЗ? И ответить на это вопрос крайне непросто. Помимо объективных причин - незнания всех внутренних процессов, которые происходили в УЗ, есть и чисто объективная причина, делающая любые оценки деятельности Войцеха Балчуна практически невозможной. Это элементарное отсутствие программы действий главы УЗ - ведь программу развития "Укрзализныци" представили только через год после его назначения. Поэтому нет обязательств - нет того эталона, с которым можно сравнивать.

С другой стороны, можно говорить об ожиданиях, основываясь на проблемах УЗ и необходимости их устранить. Есть шаги, которые на начальном этапе не требуют значительных инвестиций, могут быть решены за счет внутренних ресурсов, но принесут ощутимый результат. С моей точки зрения, одними из наиболее важных шагов могли бы быть:

Устранение дефицита локомотивной тяги на УЗ

На 2016 г. в неисправном состоянии находилось 539 электровозов (31% парка) и 956 тепловозов (44% парка). Износ парка электровозов составлял 95,7%, тепловозов - 99,7%. Это приводит к значительному простою вагонов в ожидании отправки. Необходима программа по закупке новых тепловозов и ремонту старых. Да, закупка новых локомотивов -  дорогостоящее мероприятие, но налаживание постепенного ремонта тех, что в наличии, вполне подъемная задача даже в рамках собственных ресурсов УЗ.

Прозрачность госзакупок

В 2016 г. УЗ закупала топливо по цене более чем 15% выше рыночной. С другой стороны, тендеры на закупку комплектующих, вагонов срывались, как в 2016, так ив в 2017 гг. Необходима четкая система работы с поставщиками, выстраивание прямых отношений с производителями и как результат - регулярная и своевременная закупка материалов и комплектующих по среднерыночному уровню цен.

Разделение профильных/непрофильных направлений бизнеса

Корпоратизация УЗ, начавшаяся еще в 2016 г., так и не была завершена. Необходимо завершение реформы, разделение активов по направлениям деятельности, выделение непрофильных активов. Компания Делойт в 2015 году провела оценку стоимости непрофильных активов УЗ, которая на тот момент составляла более 3,3 млрд. Содержание этих активов перекладывается в результате на грузоотправителей.

Теперь, нанимая нового главу УЗ, Кабинету министров было бы неплохо поставить конкретные цели и установить реальные сроки их выполнения. И когда будет озвучена зарплата нового главы ж/д компании, бизнес-сообществу хотя бы будет понятно, за что она платится и по итогам работы через год будет совершенно ясно, насколько эффективно он справился со своими обязанностями.