1 1

Для тысяч жителей Приирпенья и не только, ежедневно выезжающих в столицу на работу и учебу, они стали прекрасной альтернативой маршруткам (проезд в которых стоит в два раза дороже и по времени длится также в среднем в два раза дольше) и забитым дорогам (аэропорт для лоукостеров в Гостомеле, говорите?..). В общем, все было бы замечательно, но, увы, без ложки дегтя не обошлось.

Во-первых, начать стоит с того, что в расписании поездов челночные электрички появились за несколько дней до торжественного запуска. Обнадеженные новым расписанием пассажиры приходили на вокзал и с удивлением узнавали, что по факту электрички не будет. Поэтому в первые дни после торжественного запуска электропоезда Святошин-Немешаево он ходил практически пустой. Как говорится, ложечки нашлись, но осадок остался…

Конечно, надо отдать должное железнодорожникам: отремонтированные вагоны (во всяком случае внутри) не вызывают никаких нареканий. Люди, привыкшие тесниться в разбитом пригородном общественном транспорте, ценят комфорт. Даже если он с сильным запахом свежей краски.

На каждые два вагона в таких электричках приходится контролер и работает полиция. Так что избежать оплаты проезда стало сложнее (но не невозможно). Кроме того, цена проезда от любой станции между Немешаево и станцией Святошин одинаковая, поэтому "пробить" минимальный тариф, положив остаток в карман, у контролера тоже не получится.

Всего на участке Святошин-Клавдиево были запущены 12 пар поездов по маршрутам Святошин-Буча, Святошин-Немешаево и Святошин-Клавдиево. По идее, утром эти электропоезда должны доставлять пассажиров в столицу, а вечером, соответственно, в обратном направлении. Но тогда возникает вопрос: зачем они продолжают курсировать днем, в то время, когда пиковых нагрузок нет? Какая необходимость, например, в челночной электричке Немешаево-Святошин, прибывающей в Киев в 16:14, если десятью минутами ранее, согласно расписанию, туда приезжает следующий по этому же маршруту более дальний электропоезд Коростень-Святошин? Или кого возит электричка Святошин-Клавдиево, отбывающая в 16:24? По факту сразу несколько рейсов ежедневно не набирают даже половины пассажиров и курсируют вхолостую.

2 2

Но даже к организации работы электричек в часы пик есть вопросы. Если с утренним пассажиропотоком железнодорожникам справиться в принципе удалось, то в вечернем расписании есть явные недочеты. Как людям, большинство из которых работают до 18:00, попасть на электричку Святошин-Клавдиево, отбывающую в 17:54? С рейсом Святошин-Немешаево в 18:36 та же беда - большая часть потенциальных пассажиров просто не успевает добраться из делового центра города до пригородного вокзала.

Как людям, большинство из которых работают до 18:00, попасть на электричку Святошин-Клавдиево, отбывающую в 17:54?

Хотя бывает и по-другому. Досаднее, чем опоздать на электричку, бывает лишь когда эта электричка сама опаздывает. Представьте себе: ветер, мокрый снег, а несколько сотен экстремалов на перроне ждет поезд, который опаздывает, судя по объявлениям на станции, сначала на 15 минут, потом еще на 15, а потом и на все 50. Увы, это очень привычная ситуация, и не только с новыми электричками. С соблюдением расписания в пригородном сообщении ЮЗЖД настоящая беда…

Ну и еще один момент, на который стоило бы обратить внимание руководству железной дороги. За два месяца работы популярность челночных электричек выросла настолько, что билетные кассы городов и поселков-спутников в утренний час пик просто не справляются с продажей билетов: у киосков, в которых, как правило, работает 1-2 кассира, образовываются огромные очереди, многие пассажиры не успевают купить билет и вынуждены делать это непосредственно в вагоне. Чтобы пройти на перрон через турникет, нужен билет. Поэтому на большинстве станций эти турникеты не работают: если проход заблокировать, разозленная толпа их попросту сломает. Так что билеты по старинке проверяют сотрудники охраны. За минуту до отправления поезда пассажиров, не успевших купить билет, пропускают уже просто так.

Билетные кассы в утренний час пик просто не справляются с продажей билетов.

Конечно, многие недобросовестные "ездоки" этим пользуются. А затем бегают по поезду от контролеров. Смешно наблюдать, как человек с последним айфоном всю дорогу скачет между вагонами, чтобы не платить 8 гривен. Надеюсь, понятно, что взывать к совести таких людей бесполезно?

В общем, если УЗ хочет добиться повышения рентабельности пригородных поездок, система должна работать безотказно от первого до последнего пункта. Начиная от продуманного расписания, заканчивая контролем и неизбежным наказанием.