Толпы пассажиров в аэропортах, табло с многочисленными надписями "рейс отменен" – такую картину наблюдают путешественники, которые оказались сейчас во Франции. Причина этому – трехдневная забастовка, которую проводят сотрудники аэронавигационных служб. Они протестуют против намерений Еврокомиссии создать "единое европейское небо", то есть единую структуру по управлению воздушным движением. По мнению авиаторов, интеграция приведет к потере рабочих мест. Однако ЕК продолжает настаивать на скором принятии решения, поскольку, в соответствии с ее контраргументами, неэффективная система аэронавигации увеличивает расходы перевозчиков и пассажиров на 6,6 млрд долларов в год.

Забастовка привела к отмене порядка 1,8 тысяч рейсов в день в аэропортах Парижа, Лиона. Ниццы, Марселя, Тулузы и Бордо. Авиационные власти также рекомендовали отменить еще 225 полетов в среду. И хотя они обещают стабилизировать ситуацию в четверг, после завершения забастовки, профсоюз сотрудников аэронавигационной отрасли в Европе, насчитывающий около 25 тыс. человек, обещает, что сегодняшняя акция – только цветочки. Подобные меры, помимо Франции, могут быть приняты еще в 10 странах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Болгарии, Чехии, Венгрии, Италии, Латвии, Португалии и Словакии.

Впрочем, Еврокомиссия, похоже, отступать не собирается. Еще с осени прошлого года еврокомиссар по транспорту Сиим Каллас пытался всячески усилить давление на государства, которые еще не сделали необходимых изменений в законодательстве, которые были утверждены Европейским парламентом в 2009 году и одобрены участниками ЕС. Он обещал принять соответствующие меры и грозил штрафными санкциями странам, которые не успели адаптировать нормативную базу к новым требованиям. И, дабы не быть голословным, он также предложил простимулировать инертных чиновников и значительно расширить полномочия организации по обеспечению безопасности воздушного движения – Евроконтроля.

Еврокомиссар также настаивает на отделении аэронавигации от национального регулирования авиационной отрасли. Кроме того, по его мнению, государственные монополисты, которые предоставляют услуги по навигации, метеорологии, должны быть приватизированы. Однако такой пакет радикальных мер требует одобрения со стороны Европейского парламента и стран-участников ЕС.

Если противоречия между аэронавигационными службами и Еврокомиссией обострятся, не исключено повторение акций протеста, но уже в других странах.

Эти инициативы до глубины души возмутили Францию. Министр транспорта Фредерик Кювилье, не сдерживая эмоций, назвал в эфире радио предложения Калласа "регуляторным домогательством". Он обвинил Еврокомиссию в попытке спешно грести всех под одну гребенку, совершенно не учитывая разницы в отличиях между регулированием авиационной отрасли в разных странах. Кювилье подчеркнул, что для проведения таких изменений требуется время. По словам главы французского минтранса, он даже убедил своего немецкого коллегу Петера Рамзауэра подписать совместное письмо в адрес Сиима Калласа с просьбой отсрочить подачу его предложений в Европарламент.

Впрочем, еврокомиссар остался непреклонен, заявив в ответ, что у Франции и Германии и так было достаточно времени. "Нам нужно повышать конкурентоспособность европейской авиационной отрасли и создавать больше рабочих мест в авиакомпаниях и аэропортах", - подчеркнул он.

Поэтому, если противоречия между аэронавигационными службами и Еврокомиссией обострятся, не исключено повторение акций протеста, но уже в других странах. Пока же авиакомпании пытаются задобрить разъяренных пассажиров, в планы которых совсем не входили дополнительные прогулки по Парижу. В частности, Air France пытается убедить путешественников, которые еще не прибыли в аэропорт, повременить с поездкой, а также пытается найти места для обладателей билетов на межконтинентальные рейсы на своих бортах, а также в салонах других перевозчиков. EasyJet, в свою очередь, отменила по 10-11 рейсов в Тулузу на вторник и среду. Американские United, Delta и American Airlines в настоящее время занимаются перебронированием билетов для пассажиров, следующих или вылетающих из Франции. По сообщениям европейских СМИ, забастовка также повлияла на подготовку к дебютному вылету самолета Airbus 350. И хотя 13 июня аэронавигационные службы вернутся к своим обязанностям, их дальнейшая работа будет зависеть от хода переговоров с Еврокомиссией.