У одесситов есть шутливая примета: "Если в Одессу приезжает президент, будет дождь". Сегодня, по-видимому, эта примета не сработала ни в Одессе, ни в городах-спутниках. Оно и к лучшему, ведь нам удалось съездить в порт Южный и посмотреть, как осуществляется разгрузка судна Panamax Alexander. 

Судно, доставившее энергетический уголь в Украину, было спущено на воду в 2001 году, его длина 225 метров, ширина – 32,2 м. Сейчас оно ходит под флагом Кипра. 

Panamax Alexander завершил погрузку в южноафриканском порту Ричардс Бэй 16 апреля, а вчера вечером, 25 мая, сухогруз с осадкой около 14 м пришвартовался к причалу №5 Государственного предприятия "Морской торговый порт Южный". Ко времени нашего приезда портовики уже разгрузили более 20 тыс. тонн угля.

Все выглядит достаточно просто. На причале, вблизи судна, стоят три портальных крана TUKAN.  ГП МТПЮ может одновременно обрабатывать суда на пяти причалах предприятия. За кранами TUKAN расположена первая нитка складских площадей, за ней – четыре крана "Сокол". Дальше находятся другие складские нитки, за ними виднеются вагоны, в которые происходит погрузка угля. 

Погрузка вагонов производится на нескольких железнодорожных путях.

Немецкие краны TUKAN работают на причалах ГП МТП Южный с конца 2014 – начала 2015 года. Каждый такой кран весит 650 тонн и способен переваливать до 1 тыс. тонн грузов в час. Краны "Сокол" задействованы в перегрузке с первой на вторую нитку и в погрузке угля в вагоны. Эти краны также изготовлены в Германии, но на 20 лет раньше. Кроме того, их производительность ниже – от 300 до 400 тонн в час.

Как уже было сказано, к утру 26 мая работники порта разгрузили из судна более 20 тыс. тонн угля. "Мы намерены его обработать за трое суток. Выгрузка судна будет производиться круглосуточно, одновременно будет выполняться загрузка вагонов", – говорит Сергей Спицын.

При выгрузке судна задействуются погрузчики. Их с помощью кранов опускают в трюм. "Трудоемкость операций по выгрузке намного выше. Сперва выгружается весь поверхностный слой в трюме. Затем в трюм опускаются ковшевые погрузчики. Они вывозят уголь из-под палубного пространства на просвет трюма, и работа ведется с сигнальщиком. Погрузчик вывозит, кран забирает. При загрузке судна погрузчики не используются", – рассказывает технологические детали главный механик. Стоит отметить, что судно Panamax Alexander уйдет из Южного без груза, номинаций на его погрузку нет.

В ГП МТП Южный всего предстоит загрузить более 1000 вагонов.

В вагонах уголь будет отправлен на Приднепровскую и Криворожскую ТЭС. Отметим, что компания ДТЭК, закупившая уголь в Южной Африке, законтрактовала 675 тыс. тонн. Весь этот объем предназначен для украинских ТЭС.

Поэтому это далеко не последнее судно, которое ожидают в Южном. "Следующее судно с углем должно зайти в порт в 20-х числах июня. Это также будет Рanamax. График утвержден. Вместе с Черноморском должны принять в этом году 4,8 млн тонн угля", – комментирует и.о. директора ГП МТП Южный Виталий Жуковский.

В компании ДТЭК уточняют, что дальше такие поставки ожидаются ежемесячно. А в случае необходимости есть возможность расширения контракта 675 тыс. тонн до 1 млн тонн.

В. Жуковский уверен, что с работой портовики справятся. Вместе с тем, увеличение доли импортных грузов требует обновления парка перегрузочных машин. "Мы планируем закупку новых портальных кранов, ковшевых погрузчиков и т.д.", – рассказывает Виталий Жуковский. Также на предприятии хотят нарастить подъездные ж/д пути. Сейчас их длина составляет порядка 34 км, в этом году планируется построить еще 800 метров.

Кроме того в ГП МТП Южный ведутся предпроектные изыскания по строительству нового терминала сыпучих грузов. "На сегодняшний день институт "Черноморниипроект" разработал ТЭО проекта. Сейчас мы согласовываем его с Администрацией морских портов, затем подадим его в Министерство инфраструктуры. И только после этого может начаться проектирование", — поясняет Виталий Жуковский. По его словам, новый терминал сможет принимать 20-25 млн тонн сыпучих грузов.

Читайте также Китайское углубление в Южном: Что известно о China Harbour Engineering Company