Министерство инфраструктуры разрабатывает новую редакцию закона о железнодорожном транспорте, где, в частности, предусматривается и появление в Украине частных пригородных поездов. Об этом еще в прошлом году сообщил начальник главного управления реформирования и корпоративного развития "Укрзализныци" Андрей Буковский. Чиновник уточнил, что частному бизнесу позволят "произвести согласование и поставить свой поезд, установить цену на проезд".

Читайте также Реформа УЗ: когда в Украине появятся частные пассажирские поезда

В ведомстве прогнозировали, что регулированием тарифов будет заниматься Нацкомиссия регулирования транспорта, то есть, как и в Европе, их будет устанавливать не частный оператор, а независимый регулятор. "Пригородный подвижной состав будет тот же, цена на проезд будет устанавливаться по согласованию с облгосадминистрацией, но НКРТ будет жестко ее контролировать", – рассказал Буковский.

Частный оператор должен будет оплатить аренду инфраструктуры (рельсы, электроэнергия и т.д.) и сможет брать в аренду подвижный состав. По идее, он должен быть более комфортным, чем основной состав УЗ.

С тех пор, несмотря на смену руководства Мининфраструктуры, планы, похоже, не изменились. За привлечение частников на пригородные перевозки выступает и новый министр Максим Бурбак. Об этом он сказал на днях в интервью информагентству "Укринформ".  "Проблема перевозки 26 льготных категорий очень велика. Это и социальная функция, которую выполняет "Укрзализныця". Мы перевозим очень много людей бесплатно. Это сводит на нет все пригородные железнодорожные перевозки. Но через некоторое время, уверен, когда все же правительство разработает адресную систематизацию предоставления социальной помощи – тогда этот сектор станет прибыльным, как во всем мире", – уверяет глава ведомства.

Коммерческие составы уже курсируют по маршрутам во многих странах. В том числе – и у наших соседей. Так, осенью 2011 года частный поезд фирмы RegioJet стал на рельсы в Чехии. При этом, работая без государственных дотаций, частник предложил цену билетов значительно ниже, чем в государственных поездах. Ныне другой чешский частный перевозчик Leo Express выходит на польский рынок, предлагая билеты дешевле, чем у местного пассажирского ж/д оператора PKP Intercity.

В России три частных оператора действуют на пригородных маршрутах, еще три – на дальних. В таких пригородных поездах не сорят, не курят не шумят, не пьют спиртных напитков, нет привычных для электричек государственных (не повышенной комфортности) продавцов и попрошаек. Первопроходцем здесь была частная компания "Трансгрупп",  которая около десяти лет назад запустила пригородный Москва-Калуга. В целях экономии билеты стали продавать прямо в поезде – так не нужно платить комиссию агентству. Вагоны сделали только третьего класса. Осваивая это направление, в "Трансгрупп" решили делать ставку на борьбу с безбилетниками, возложив на проводников функции билетных кассиров. Также для того чтобы такие перевозки стали рентабельными, с позволения власти перевозчик не стал бесплатно возить льготников.

Украинские чиновники уверяют, что с появлением частных электричек социальные поезда не исчезнут.

А ведь именно они, как известно, являются основной причиной убыточности подобных перевозок. Убытки от пригородных перевозок ежегодно составляют 3,5 млрд. грн. из-за социально ориентированных тарифов и низкого уровня компенсации за проезд льготных пассажиров.

Украинские чиновники уверяют, что с появлением частных электричек социальные поезда не исчезнут. Конечно, если частник и будет брать определенное количество льготников, то их проезд должно компенсировать государство. А с этим в нашей стране всегда сложности – в лучшем случае с компенсациями затягивают.

Координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при президенте Украины Александр Кава отмечал уже, что тарифы на пригородные перевозки настолько низки, что не покрывают даже половины себестоимости. "Действующий тариф покрывает не более 15% себестоимости перевозки. При этом предусмотрено много категорий льготников, проезд которых не компенсируется полностью даже при таком низком тарифе", – уверяет он. Поэтому, по мнению Кавы, частный бизнес займется пригородными пассажирскими перевозками не ранее, чем через десять лет. По крайней мере, необходимо дождаться  свободных железнодорожных тарифов, что предусматривает проект закона: в нем будет принцип "инвестиционная составляющая тарифа".

Скептики, правда, сомневаются в том, что даже пригородные перевозки (не говоря уж о поездах дальнего следования) так уж и убыточны. В 2012 году многие российские СМИ ссылались на Эдуарда Мазурина, доцента кафедры экономики и организации производства МГТУ им. Н.Э. Баумана. Проведя собственное исследование, он пришел к выводу, что "Российская железная дорога" переигрывает с цифрами. В частности, по его подсчетам, необоснованно сетовала на высокую цену энергоносителей: в тарифе стоимость электроэнергии составляет лишь 4% от стоимости проезда. Также исследователь заявил, что, жалуясь, РЖД не учитывает доходы от сдачи в аренду площадей. "В графе затраты – много чего. А в графе прибыль – практически только поступления от продажи билетов. Так, конечно, получается печально. Вот и требует РЖД давать денег на компенсации", – уверял он. Это же можно закинуть и в адрес УЗ.

Частные ж/д перевозчики в России показали, что и на пригородных маршрутах можно добиться лучших результатов. Правда, пока это касается довольно прибыльного региона – Подмосковья. Так, в 2011 году компания "Аэроэкспресс" стала связывать столицу с некоторыми населенными пунктами в области. Сначала она оперировала электричкой до подмосковной Лобни, откуда автобусом доставляла пассажиров в аэропорт Шереметьево. Руководство компании отмечало, что изначально маршрут был убыточным, но потом загрузку удалось повысить на 40%, и он стал рентабельным. При этом пассажиров не оттолкнуло то, что цены на билеты были в два раза выше, чем на обычной электричке. В своих поездах "Аэроэкспресс" установил мягкие кресла, но при этом увеличил количество сидячих мест на треть.

В отличие от России, в Украине частные компании изначально не проявили интереса к пассажирским перевозкам по железной дороге. "У нас нет ни одного запроса от коммерческих структур, нет их заинтересованности, например, в том, чтобы взять в аренду поезд или нитку графика. Сегодня коммерциализация пригородного сектора абсолютно отсутствует",  – сообщил ранее информагентству УНИАН первый заместитель начальника Главного управления пригородных перевозок "Укрзализныци" Александр Гудков.

Собственно, это не удивительно: инвестор все-таки должен понять, какие конкретно условия государство предложит ему. А значит, нужно ждать окончания реформы на железной дороге. Наверняка частный инвестор ждет каких-то преференций: с учетом того, что пассажирские перевозки считаются убыточными и компенсация идет за счет перевозок грузовых. В общем-то, желание государства частично отдать пассажирские перевозки частным компаниям потенциальный инвестор наверняка воспринимает как желание избавиться от неприбыльного вида деятельности.

Но создавать для частных перевозчиков какие-либо преференции не планируется, поскольку это будет ставить УЗ в менее выгодное положение. "Задача реформы не состоит в том, чтобы забрать у УЗ наиболее привлекательные направления бизнес и отдать их в частные руки, оставив государственную компанию лишь с убыточными и низкорентабельными видами деятельности. Частные перевозчики должны будут на равных конкурировать с УЗ за право перевозить пассажиров по определенным маршрутам как это сейчас происходит в Европе", – рассказал ЦТС Александр Кава.

Впрочем, не факт, что частные компании в Украине сразу же будут жестко конкурировать с УЗ. Есть, к примеру, "тупиковые" курортные точки, куда она не возит. Возможно, именно подобные свободные ниши заняли бы частники. Тем более, что здесь им могли бы способствовать туроператоры.