На фоне перманентного дефицита вагонного парка, особенно зерновозов, а также ограниченного количества средств на их приобретение, УЗ предложила грузовладельцам новый механизм сотрудничества. В частности, железнодорожная компания выступила с инициативой, которой предполагается, что клиенты сами будут покупать подвижной состав, а затем сдавать вагоны в финансовый лизинг "Укрзализныце". Последняя будет платить собственникам вагонов за их использование.
Идею озвучил глава УЗ Войцех Балчун: "На встрече с представителями зернотрейдеров в Одессе предложили клиентам новый механизм уменьшения дефицита подвижного состава для перевозки грузов. Данный алгоритм интересен для УЗ, поскольку позволит обеспечить постоянно растущий спрос на зерновозы на приемлемых условиях. А именно - не отвлекать значительные суммы средств и получить в пользование с последующим выкупом основные средства, что обеспечит стабильный доход от основного, прибыльного, вида деятельности".
По его мнению, такая схема может быть интересна и зернотрейдерам - они получат гарантию, что для вывоза их груза зерновозы найдутся, соответственно, снизятся операционные риски.
Мы попытались разобраться в том, что из себя представляет эта схема работы и оценили ли креативный подход железнодорожников грузоотправители.
Сложная схема
Согласно данным, которыми располагает ЦТС, реализован механизм лизинга будет следующим образом:
Грузовладелец предоставляет лизинговой компании товар (в нашем случае – зерновозы) в товарный кредит →
→ Лизинговая компания предоставляет предметы лизинга "Укрзализныце" →
→ Происходит передача в залог прав по договору финансового лизинга →
→ УЗ платит лизинговой компании по договору финансового лизинга →
→ Лизинговая компания платит грузовладельцу на условиях товарного кредита →
→ После завершения выплат по договору финансового лизинга УЗ выкупает предметы лизинга (зерновозы).
При этом указано, что лизинговая компания будет привлекаться грузовладельцем. Кроме того, у него есть исключительное право на пользование вагонами в период действия договора лизинга. Однако, скидка на перевозку предоставляться не будет.
Есть вопросы
Мы проанализировали механизм, который предлагает "Укрзализныця". Выглядит все так, будто УЗ берет кредит на покупку вагонов у бизнеса. Ясно то, что механизм не проработан и сырой, поэтому у нас возник целый ряд вопросов:
- Какая выгода для грузовладельца и чем эта схема отличается от приобретения и использования вагонов самими же зерновиками?
- К какому парку будут относиться вагоны – частному или инвентарному? При этом, отметим, что большинство зерновозов относится к инвентарному парку.
- Каким образом будет распределяться ответственность за сохранность вагонов? В случае порчи имущества крайней будет лизинговая компания или УЗ?
- Какая процедура выбора лизинговой компании? Учитывая о каких размерах финансовых и материальных активов идет речь, это должна быть международная компания с хорошей репутацией. Кроме того, это будет одна компания или каждый грузовладелец, который захочет отдать с лизинг вагоны УЗ будет выбирать новую компанию?
- "Укрзализныця" говорит о том, что грузовладельцу будет предоставляться исключительное право пользования вагонами. Однако, неэффективность использования вагонов железнодорожным монополистом – на лицо, поэтому возникает вопрос, как будет гарантироваться это исключительное право?
Что думают зерновики?
Опрошенные нами компании не в восторге от этой идеи. Во-первых, они опасаются нечестного распределения вагонного парка и ситуаций, когда их же вагоны не будут поданы. Во-вторых, бизнес хочет понимать сроки возврата своих инвестиций, а также рассчитывает на уменьшение стоимости перевозки.
"Если инвестировать средства в зерновозы, то мы бы хотели самостоятельно ими оперировать. Мы не согласны с предложенным УЗ механизмом, потому что, во-первых, хотим понимать, что эти вагоны точно придут к нам, во-вторых – хотим быть уверенными в эффективности использования. Сейчас это выглядит так, будто мы просто спонсируем УЗ: покупаем вагоны и сразу же отдаем их", - отмечает Ольга Копейка, главный советник по юридическим вопросам и связям с государственными органами Bunge. По ее словам, схема, которую представили в УЗ, не проработана. "Мы общались с другими компаниями – они тоже не понимают, на каких условиях будет это сотрудничество", - добавила О. Копейка.
Генеральный директор Cofco Agri Ukraine Владимир Осадчук со свой стороны говорит о том, что "Укрзализныця" хочет быть государственным монополистом, при этом не имея эффективности.
Однако, в УЗ на это отвечают, что совместно с бизнесом готовы искать такой вариант, чтобы действительно обеспечить грузовладельцев вагонами. При этом, о снижении стоимости перевозок, даже в ситуации, когда ж/д компания будет использовать зерновозы, приобретенные грузоотправителями, в "Укрзализныце" говорить не настроены. "Что касается снижения тарифов, мы предложили бизнесу механизм привязки и пересмотра тарифов на грузовые перевозки в соответствии с общепринятыми индексами, среди которых индексы потребительских цен и индексы цен производителей. Расходы УЗ растут вместе с ростом инфляции и цен, а доходы, основной частью которых являются тарифы, зарегулированы и требуют согласования", - отметил в комментарии ЦТС директор департамента казначейства УЗ Владимир Кузьо.
Что касается периода окупаемости инвестиций для бизнеса, то он добавил, что "возврат денег для грузовладельцев будет осуществляться через лизинговые платежи и, по просчетам "Укрзализныци", срок окупаемости вагонов составит 5-7 лет".
Отметим, что не все представители бизнеса восприняли предлагаемую новацию от УЗ в штыки. Так, в компании Гермес-Трейдинг идею с лизингом поддерживают и более того, говорят о том, что нужно использовать механизм финансового лизинга для закупки локомотивной тяги. Учитывая то, что бизнес не может оперировать тягой, в отличие от вагонов, шансы УЗ на поддержку такой инициативы были бы выше.
А тем временем в "Укрзализныце" намерены распространить инициативу не только на зерновозы. Войцех Балчун заявил о намерении создать целую лизинговую компанию, которая будет предоставлять вагоны украинским перевозчикам. Согласно озвученным грандиозным планам, речь идет о 10 тысячах вагонов. По словам Балчуна, образована компания будет в партнерстве с американскими компаниями Amsted Rail и The Greenbrier Companies: "Парк для нее намерены построить совместно с другими национальными производителями". И здесь, похоже, схема обещает быть не менее витиеватой.
Читайте также "Бутылочные горлышки": Справятся ли припортовые ж/д станции с грузоперевозками в пиковый период